Работы по созданию дизеля ЗИЛ-136 были начаты автозаводом в 1958 году и проводились совместно с НАМИ. Как ни странно, но присвоенный этой разработке индекс уже был использован буквально двумя годами ранее - в СКБ ЗИЛ под руководством В.А. Грачева был создан опытный плавающий автомобиль колесной формулы 6х6, также обозначавшийся как ЗИЛ-136.
Двигатель ЗИЛ-136 представлял собой 8-цилиндровый дизель рабочим объемом 6 литров с V-образным расположением цилиндров, вихрекамерным смесеобразованием и массой 500 кг. Поскольку ЗИЛ-136 создавался конвертированием из бензинового ЗИЛ-130, то в его конструкции было использовано немало деталей и узлов бензинового прародителя: масляный насос, распределительный вал, коромысла клапанов, шестерни привода газораспределения, маховик, масляный картер и др. Более нагруженные детали были соответствующим образом изменены: блок цилиндров был усилен оребрением и введением стяжных болтов крышек коренных подшипников, при этом диаметры отверстий под коленчатый вал, посадочные места под гильзы цилиндров были сохранены, что позволяло использовать для обработки блока цилиндров существовавшие автоматические линии.
Несмотря на большой объем работ, проведенный УКЭР ЗИЛа по конвертации бензинового двигателя ЗИЛ-130 в дизельный, автозавод так и не создал его пригодную для массового выпуска и массовой эксплуатации дизельную модификацию – являясь средоточием компромиссов, направленных на обеспечение технологической унификации в производстве, ЗИЛ-136 не получил всех требуемых преимуществ дизельного двигателя. Полученные наработки впоследствии были учтены при создании дизельного двигателя ЗИЛ-645.
Опытные образцы грузовика ЗИЛ-136 были построены в 1960 году (2 экземпляра с двухступенчатым двухскоростным задним мостом) и в 1968 году (10 экземпляров с двухступенчатым односкоростным задним мостом, с двигателем с усиленными блоками).
Характеристики дизеля ЗИЛ-136: V-образный восьмицилиндровый, мощность - 125 л.с. при 2800 об/мин, максимальный крутящий момент - 35 кГм при 1400 об/мин, рабочий объём - 6000 куб.см, степень сжатия - 17.
Тем не менее, дизельный ЗИЛ-130 все же увидел свет – для экспорта в 1965 году была разработана модификация ЗИЛ-130, получившая обозначение ЗИЛ-136И и выпускавшаяся в виде бортового грузовика и шасси для спецавтомобилей. Эта модель и ее модификации оснащались английским рядным шестицилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем Perkins 6.354 максимальной мощностью 112 л.с. при 2800 об/мин, c максимальным крутящим моментом 33,4 кГм при 1450 об/мин, со степенью сжатия 16 и рабочим объёмом 5800 см3 (354 куб. дюйма). Впоследствии максимальная мощность этого дизеля была доведена фирмой до 120 л.с. при 2800 об/мин с максимальным крутящим моментом 39 кГм при 1250 об/мин. Выпуск автомобилей семейства ЗИЛ-136И продолжался до 1986 года.
Кроме того, в Финляндии фирмой Oy Konela Ab на получаемые из СССР ЗИЛ-130 устанавливались финские четырёхтактные четырёхцилиндровые дизели Valmet 411BS мощностью 125 л.с. (91,9 кВт) при 2600 об/мин, рабочим объёмом 4180 см3 и английские рядные шестицилиндровые дизели Leyland 0.400 мощностью 137 л.с. (100,7 кВт) при 2400 об/мин, со степенью сжатия 16,0 и рабочим объёмом 6540 см3 - фото1, фото2, фото3.
Текст - Юрий Воробьёв |