В 1962-1970 годах ЗИЛом были разработаны и проведены испытания автопоездов ЗИЛ с седельным тягачом ЗИЛ-137Т, использовавших активные (с ведущими мостами) полуприцепы с гидравлическим приводом колес полуприцепов. В 1970 году Московским автозаводом была выпущена единственная промышленная партия из 6 машин этой модели, после чего производство активных автопоездов было передано на Брянский автомобильный завод.
Седельный тягач ЗИЛ-137Т, выпускавшийся с 1971 года Брянским автомобильным заводом на базе поставлявшегося Московским автозаводом шасси ЗИЛ-131В2, оборудовался аксиально-поршневым масляным насосом нерегулируемого типа, приводимым через карданный вал от односкоростной коробки отбора мощности с передаточным числом i=0,525, с автоматическим включением с помощью диафрагменной пневматической камеры, монтировавшейся на раздаточной коробке. Насос обеспечивал передачу на полуприцеп и возврат на тягач по гибким трубопроводам жидкости высокого давления (до 150 кгс/см2). Масляный бак гидропривода крепился за кабиной слева, рядом с одинарным держателем запасного колеса. Гидравлическая система усилителя рулевого механизма тягача была объединена с гидравлической передачей привода колёс полуприцепа, насос гидроусилителя одновременно служил подпитывающим насосом для гидропередачи привода.
Гидропривод ведущих колес полуприцепа включался автоматически только при движении на первой или второй передачах, а также на пониженной передаче раздаточной коробки или при движении задним ходом. В этом случае срабатывала система, которая с помощью пневмопривода включала и отключала гидропередачу, срабатывая в зависимости от положения рычагов управления трансмиссией автомобиля.
ЗИЛ-137Т оснащался штепсельной розеткой для подключения электроприборов полуприцепа, разобщительным краном и соединительной головкой для подсоединения его тормозной системы, плюс к тому пневматическим выводом для системы регулирования давления воздуха в шинах полуприцепа, объединённой с аналогичным оборудованием тягача. Так же, как и обычные ЗИЛ-131В, эти машины комплектовались задними крыльями, щитами над бензобаками и жёсткой буксирной петлёй, а их задние фонари и номерной знак крепились на кронштейнах, установленных на крыльях задней тележки.
ЗИЛ-137Т был снят с производства в 1984 году по причине излишней сложности и капризности гидросистемы активного автопоезда, а также рассогласованности работы колёс полуприцепа, проявлявшейся при работе под нагрузкой и торможении.
Текст - Юрий Воробьёв |