ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-138

Опытный ЗИЛ-138, 1960 год

    Грузовик ЗИЛ-138 и шасси для спецнадстроек, выпускавшиеся серийно с апреля 1977 года (небольшими партиями - с первой половины 1975 года; при этом первые два опытных образца были изготовлены за пятнадцать лет до этого - в III и IV кварталах 1960 года, и еще три – в 1962 году), предназначались для работы на сжиженном нефтяном газе и оснащались двигателем ЗИЛ-138 (базовый ЗИЛ-130, конвертированный для работы на СНГ) мощностью 150 л.с. (110,3 кВт) при 3200 об/мин, максимальным крутящим моментом 39 кГм при 1600-1800 об/мин и увеличенной степенью сжатия 8,0, достигнутой за счёт уменьшения высоты камер сгорания головок блока цилиндров (138-1003010-Б и 138-1003011-Б). Увеличение степени сжатия производилось для компенсации снижения мощностных характеристик мотора, обусловленного работой на сжиженном газе. В связи с установкой головок пониженной высоты двигатель комплектовался укороченными на 3,7 мм штангами толкателей клапанов 138-1007176.
    Автомобиль оснащался газовым оборудованием в следующем составе:
    – газовый баллон 11.4401011 с полезным объёмом 225 л, на котором монтировались наполнительный и два расходных вентиля (паровой и жидкой фаз) со скоростными клапанами, контрольный вентиль максимального заполнения баллона при заправке, датчик указателя уровня сжиженного газа и предохранительный клапан;
    – магистральный запорный вентиль 11.4402080-01;
    – войлочный газовый фильтр 11.4411010;
    – испаритель газа жидкостный 11.4403010;
    – двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 11.4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, войлочным фильтром и датчиком давления ММ358;
    – смеситель газа СГ-250;
    – карбюратор резервной системы питания 112.1107011 (однокамерный, горизонтальный, с пламегасителем);
    – манометр УК130;
    – указатель уровня сжиженного газа в баллоне;
    – пусковой электромагнитный клапан;
    – газовая арматура (тройники и трубопроводы).
    Газовый баллон монтировался на левом лонжероне рамы, газовый редуктор, испаритель и фильтр – в моторном отсеке, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, манометр и указатель уровня газа – на панели приборов. Рукоятка магистрального вентиля была выведена в кабину. Бензиновый бак резервной системы объёмом 10 л размещался под кабиной, с правой стороны автомобиля.
    В 1985 году на газобаллонном ЗИЛ-138 вместо магистрального запорного вентиля 11.4402080-01 и газового фильтра 11.4411010 введён единый электромагнитный магистральный запорный клапан-фильтр 113.4412010 со сменным войлочным фильтрующим элементом, в котором были конструктивно объединены оба упразднённых узла.
    Автомобили ЗИЛ-138 присутствовали в производственной программе завода на протяжении всего выпуска семейства ЗИЛ-130.

Текст - Юрий Воробьёв



    Как правило, модели газобаллонного ЗИЛ-138 предлагались коллекционерам в выставочном красно-синем окрасе машины с выставки "Автопром-77". Так выглядела, к примеру, выпущенная в декабре 2017 года модель бренда Dip-models (на фото ниже) . В ноябре 2021 года на базе этой модели, в рамках так называемой "олимпийской" серии, Dip-models выпустил газобаллонный фургон У-94 комбината №14 Мосплодоовощтранс.


    Аналогичная яркая выставочная окраска была использована и для вышедшей в июне 2013 года модели ЗИЛ-138 бренда SSM (на фото ниже в первом ряду), хотя и с заметно меньшим вниманием к деталям.
    Впоследствии на упрощенных формах SSM модели ЗИЛ-138 были выпущены в журнальной серии "Автолегенды СССР. Грузовики" и тематической серии моделей "Наши грузовики" в феврале и в июле 2019 года соответственно. И если модель из серии "Автолегенды" вышла в обычных цветах (голубая кабина и темно-зеленый кузов), то модель из серии "Наши грузовики" снова получила красно-синюю выставочную окраску. Примечательно, что обе эти модели во всем тираже были лишены задней опоры кузова с брызговиками и задними фонарями (на фото во втором ряду).


    Наконец, Саратовская лаборатория минимоделей, известнейший российский малосерийный производителб масштабных моделей, также имеет в своем ассортименте модель аналога ЗИЛ-138, обозначаемую производителем как "ЗИЛ-130 бортовой газобаллонный". В отличие от "заводского" ЗИЛ-138, газовый баллон у этой модели размещен на правом лонжероне рамы.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 02 мая 2016 года          
Последняя редакция - 08 ноября 2022 года