В октябре 1961 года Московский автозавод перешёл на производство взамен ЗИЛ-157 модернизированного вездехода ЗИЛ-157К, в конструкции которого, как и на грузовике ЗИЛ-164А, применялись узлы от готовившегося к выпуску нового автомобиля ЗИЛ-130. В их перечень входили однодисковое сцепление, синхронизированная коробка передач, барабанный ручной тормоз и комбинированный тормозной кран.
На машину устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырёхтактный рядный нижнеклапанный двигатель, получивший наименование ЗИЛ-157К, мощностью 104 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 34 кГм при 1100-1400 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 5555 см3. Двигатель был рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40°С до –40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С.
Автомобили получили новое сцепление - однодисковое, сухое, с пружинным демпфером на ведомом диске, с механическим приводом. В связи с изменением устройства сцепления поменялась и конструкция маховика: был внедрён маховик с плоской конфигурацией без выточки, облегчённый на 2,6 кг.
Была модернизирована и коробка передач – на ЗИЛ-157К устанавливалась трёхходовая пятиступенчатая (пять передач вперёд, одна назад, пятая передача – прямая) с двумя синхронизаторами инерционного типа для включения II и III, IV и V передач. Синхронизаторы предназначались для облегчения переключения ступеней КПП путём выравнивания скоростей вращения вторичного вала и шестерни включаемой передачи. Замена коробки передач повлекла за собой установку удлинённого на 28 мм основного карданного вала, а также изменение расположения рычага управления КПП, вследствие чего начала ставиться обновлённая крышка люка в полу кабины.
Одновременно была произведена модернизация раздаточной коробки, в которой по причине исключения повышающей передачи в коробке передач были изменены передаточные числа: I передачи – с 2,44 на 2,27, II передачи – с 1,395 на 1,16.
В связи с применением нового ручного тормоза подверглись переделке крышка картера коробки и картер (стакан) подшипников вторичного вала. В приводе управления коробкой были введены новые кронштейны крепления рычагов управления, тяга управления передачами и тяга управления передним мостом.
В тормозной системе автомобиля теперь монтировался комбинированный тормозной кран новой конструкции. Взамен дискового был внедрён ручной тормоз барабанного типа с двумя внутренними колодками, с механическим приводом на трансмиссию (вторичный вал раздаточной коробки). Вследствие этого был укорочен на 20 мм промежуточный карданный вал заднего моста и установлен новый фланец-вилка, соединявший указанный вал с раздаточной коробкой, а также новые детали крепления фланца (болты, гайки и шайбы).
По причине монтажа однодискового сцепления была изменена конфигурация подмоторной поперечины №1а, а из-за установки комбинированного тормозного крана несколько поменялась конструкция поперечины №2 рамы вездехода.
На задней поперечине рамы седельного тягача ЗИЛ-157КВ вместо двух буксирных крюков с этого времени крепилась жёсткая буксирная петля.
В связи с внедрением модернизированной коробки передач, помимо всего прочего, стала невозможной установка двух- и трёхскоростных (КОМ-2 и КОМ-3) коробок отбора мощности, до этого монтировавшихся на модели ЗИЛ-157. Взамен этих агрегатов автомобили начали оборудоваться односкоростной реверсивной КОМ, крепившейся на правом люке КПП. Она предназначалась для привода лебёдки и была рассчитана на передачу мощности до 30 л.с. Вместе с тем, сохранилось и производство обычных односкоростных коробок отбора мощности (КОМ-1), которые по-прежнему могли устанавливаться на верхний фланец раздаточной коробки вездехода ЗИЛ-157К.
Грузоподъёмность машины осталась прежней – 2500 кг по грунтовым дорогам и бездорожью и 4500 кг по дорогам с улучшенным твёрдым покрытием.
Автомобиль ЗИЛ-157К и его модификации выпускался Московским автозаводом до 1978 года. Параллельно его производство с 27 октября 1977 года осуществлялось на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ), где оно также продолжалось до 1978 года. В 1978 году эту модель сменил модернизированный грузовик ЗИЛ-157КД.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ:
1961 год
С ноября 1961 года на колёсах вездехода ставился новый запорный кран воздуха с улучшенной герметичностью, в котором конусная запорная пробка была заменена шариковой.
В 1961 году вместо уплотнителя фланца двери из профиля, изготавливавшегося из шприцованной резины 4740 по заводским ТУ УН-801, внедрён наружный уплотнитель двери из нового профиля ПР75 увеличенного сечения, изготавливавшегося вновь из губчатой формованной резины по ТУ 204-54.
1962 год
С I квартала 1962 года наряду с генератором Г12-В начал в нарастающих объёмах устанавливаться малогабаритный генератор постоянного тока Г108-В мощностью 250 Вт и силой тока 20 А. На ЗИЛ-157КГ параллельно с генератором Г112 стал монтироваться Г118 с аналогичными параметрами: мощностью 250 Вт и силой тока 20 А.
Со II квартала 1962 года вместо термобиметаллического прерывателя указателей поворота типа РС55 стал ставиться электромагнитный РС57-В.
В сентябре внедрены стёкла кабины толщиной 5 мм вместо 5,5 мм.
С этого же года фары ФГ1-А2 оснащались полуразборными оптическими элементами ФГ105-200 с изменённым рассеивателем и двухнитиевыми лампами типа А-12-50+40 на 50 Вт и 40 Вт (дальний и ближний свет) с цоколем 2Ф-Д42-1 с американским асимметричным светораспределением ближнего света.
В 1962 году были упразднены вставки в корпусе блока шинных кранов, в которые вворачивались угольники трубопроводов подвода воздуха к ступицам колёс. С этого времени резьба крепления для присоединения угольников нарезалась непосредственно в корпусе блока.
1963 год
С января 1963 года в системе регулирования давления воздуха в шинах вместо крана управления давлением клапанного типа введён кран золотникового типа.
С I квартала 1963 года односкоростная коробка отбора мощности (КОМ-1) комплектовалась металлической прокладкой картера с приваренным к ней маслоуловителем.
В III квартале 1963 года задние фонари ФП13 и ФП13-К были заменены на разработанные по предложению ЗИЛа двухсекционные двухламповые задние фонари типа ФП101 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП101-Б (правый). Новые световые приборы отличались от своих предшественников тем, что в них применялись пластиковые полистироловые рассеиватели вместо стеклянных, одновременно служившие световозвращателями, в связи с чем были упразднены отражатели света на заднем борту платформы. Помимо этого, пластиковый рассеиватель непосредственно крепился к корпусу фонаря, в связи с чем отпала необходимость в металлическом ободке, с помощью которого фиксировался прежний стеклянный рассеиватель. Лампы, устанавливавшиеся в фонарях, остались прежними (А-24 и А-26).
С июля 1963 года монтировался облегчённый башмак пола кабины с изменённым креплением к щиту передка и к панели пола.
В октябре на коробке передач, раздаточной коробке и ведущих мостах поставлены сапуны новой конструкции 308387-П взамен 307900-П.
С IV квартала 1963 года вместо разборного узла диафрагмы клапана-ограничителя падения давления воздуха, состоявшего из клапана, уплотнительной прокладки, опорной шайбы диафрагмы и диафрагмы введён единый клапан-диафрагма, в связи с чем изменилась конструкция направляющего стакана узла.
В этом же году упразднён сальник привода насоса ускорения карбюратора МКЗ-К-84М с пружиной и кольцом.
Также с 1963 года была изменена конструкция подставы блока шинных кранов: отменена установка резиновых уплотнителей, предназначавшихся для уменьшения проникания пыли в кабину, располагавшихся на отверстиях подставы под краны блока, с прижимавшими их винтами и металлическими накладками. Одновременно поменялся способ фиксации блока к подставе: ликвидированы стремянки крепления блока с гайками и пружинными шайбами, с этого времени в качестве крепёжных деталей использовались непосредственно гайки корпуса шинных кранов.
В 1963 году вместо тумблеров переключателя указателя поворотов, переключателя освещения щитка приборов и плафона кабины типа П20-А, а также включателя электродвигателя отопителя типа ВК26-А с рычажком переключения с навёрнутой рукояткой в виде пластмассового шарика были внедрены П20-А2 и ВК26-А2 с цельным рычажком с рукояткой в виде плоской лопатки удлинённой формы. Взамен трёхпозиционного переключателя датчиков указателя уровня бензина основного и дополнительного топливных баков П20-А был введён двухпозиционный П19-А2. Для автомобилей, по особому заказу оборудовавшихся вентилятором кабины, вместо включателя электродвигателя отопителя ВК26-А2 с этого года начал устанавливаться переключатель электродвигателей отопителя и вентилятора П20-А2.
1964 год
В феврале центральный переключатель света П7-Б был заменён на П300-Б, отличавшийся от прежнего меньшими габаритами вследствие упразднения кронштейна корпуса и кронштейна предохранителя переключателя.
С марта для повышения надёжности тормозной системы применялись тормозные камеры с диафрагмами толщиной 4 мм вместо применявшихся ранее диафрагм толщиной 6 мм.
С мая на вездеход устанавливалось правое зеркало заднего вида.
В июле начал монтироваться компрессор, унифицированный с компрессором грузовика ЗИЛ-130, но с изменёнными нижней крышкой и шкивом, а взамен регулятора давления АР10-Б, крепившегося на моторном щите кабины, введён АР11, ставившийся на блоке цилиндров компрессора. В новом агрегате использовались впускные клапаны и вкладыши в нижних головках шатунов, а также внедрено охлаждение не только головки, но и блока цилиндров.
С декабря 1964 года начал устанавливаться изменённый клапан тормозного крана со штампованным седлом, фиксировавшийся стержнем с гайкой вместо чеки.
Также в 1964 году:
– были введены внутренние ручки дверей кабины;
– вместо шин модели И-111 стали применяться шины модели К-12А.
1965 год
С января 1965 года в компрессоре были введены поршни с шатунами двутаврового сечения. В новых шатунах отсутствовал канал глубокого сверления для подвода смазки от нижней головки шатуна к поршневому пальцу. Смазка пальца стала осуществляться разбрызгиванием через отверстие в верхней головке шатуна вместо смазки под давлением.
С сентября 1965 года вместо игольчатых подшипников карданных валов ведущих мостов № ГПЗ 804705 с войлочным сальником с торцовым пробковым уплотнением были внедрены игольчатые подшипники № ГПЗ 804805К с резиновым двухкромочным каркасным сальником, а также крестовины увеличенного размера (в связи с изменением уплотнения подшипников).
Одновременно на тропических модификациях вездехода был введён топливный насос Б-10Б увеличенной производительности (180 л/ч против 140 л/ч у Б-9Б) с тремя впускными и тремя выпускными клапанами.
С декабря того же года на КПП устанавливался усовершенствованный механизм переключения передач, снабжённый предохранителем включения I передачи и заднего хода с блокировкой промежуточного рычага в нейтральном положении, располагавшимся в стенке крышки коробки передач, а не в промежуточном рычаге, как прежде.
В первой половине 1960-х годов в системе электрооборудования ЗИЛ-157КГ и его модификаций были внедрены конденсаторные фильтры ФР200 в цепях датчиков манометра системы смазки и термометра системы охлаждения, а также проходной конденсатор КБП-С 125-40-1±20% в цепи электродвигателя отопителя кабины.
В середине 1960-х годов в системе электрооборудования начали ставиться две последовательно соединённые 6-вольтовые аккумуляторные батареи 3-СТ-84-ПМС-З. Обычные экспортные модификации вездехода с этого времени комплектовались двумя 6-вольтовыми батареями 3-СТ-84-ПМС-С, тропические – одной 12-вольтовой батареей 6-СТ-68-ЭМС.
1966 год
С марта применялись болты фланца карданного вала с размером резьбы М14х1,5 вместо М14х2.
В мае трёхклапанный топливный насос Б-10Б начал монтироваться на всех автомобилях линейки ЗИЛ-157К.
В августе внедрена усиленная конструкция крепления передней и задней подвесок кабины.
С сентября в оптические элементы фар типа ФГ105 ставились изменённые рассеиватели с улучшенным светораспределением, без центральной круглой линзы, а в задних фонарях ФП101 и ФП101-Б – резиновые прокладки корпуса.
В 1966 году фильтры радиопомех ФР81-А и ФР82-А, применявшиеся в экранированном электрооборудовании ЗИЛ-157КГ, заменены на ФР81-Ф и ФР82-Ф.
С этого же года были упразднены усилители внутренней панели дверей кабины.
В 1966 году изменилось подсоединение проводов к штепсельной розетке.
1967 год
В январе 1967 года введены усиленные гайки крепления карданных валов высотой 11 мм вместо 8 мм и болты крепления фланца-вилки карданного вала к барабану центрального тормоза длиной 51 мм вместо 47 мм.
С марта на компрессоре вместо чугунных поршней устанавливались поршни из алюминиевого сплава АЛ-10В с изменённой фиксацией поршневого пальца (стопорное кольцо вместо заглушки).
В апреле на части автомобилей начался монтаж подшипника переднего конца первичного вала коробки передач 180205 К1С9 с постоянным запасом смазки, закладывавшимся на заводе-изготовителе, не требующего обслуживания в процессе эксплуатации. При этом на этих машинах были временно сохранены смазочные каналы в маховике и фланце коленчатого вала, а маслёнка маховика 304814-П заменена пробкой 305006-П.
С июня ставился новый стопор гайки боковой крышки картера рулевого механизма.
С сентября в коробке передач вместо 14 отдельных роликов 306229-П с замочным кольцом использовался передний роликовый подшипник 306647-П (ГПЗ 264706), собранный в сепаратор, при этом были изменены первичный и вторичный валы коробки и установлено усиленное стопорное кольцо шестерни IV передачи 130-1701199 толщиной 3 мм вместо кольца 307772-П толщиной 2,45 мм.
Одновременно на основном и промежуточном карданных валах, а также на валах привода переднего и среднего мостов была введена единая для всех автомобилей ЗИЛ унифицированная вилка, обеспечивавшая увеличенный угол поворота в карданном шарнире.
С декабря 1967 года система регулирования давления воздуха в шинах оборудовалась краном управления давлением, объединённым с клапаном-ограничителем падения давления воздуха.
С 1967 года начали устанавливаться фары типа ФГ1-А3, отличавшиеся от прежних ФГ1-А2 уменьшенной с 202 мм до 160 мм длиной.
1968 год
В сентябре был упразднён блок шинных кранов в системе регулирования давления воздуха в шинах.
В октябре для устранения подтекания масла в картере коробки передач наливную коническую пробку 305069-П заменили на аналогичную 305070-П с герметичной конической резьбой.
С 1968 года началась установка усовершенствованных компрессоров с коленчатым валом на плавающих опорах, без фиксации подшипников стопорными кольцами, вследствие чего поменялись размеры картера компрессора, передней крышки картера и самого вала.
С этого же года согласно ГОСТ 2023-66 «Лампы накаливания электрические автомобильные» поменялись наименования ламп, монтировавшихся в фонарях вездехода:
А-27 (21+6 св).....................А-12-21+6 (21+6 св) – подфарники ПФ10-Г (указатели поворотов/обо-значение габаритов);
А-26 (21 св).........................А-12-21 (21 св) – задние фонари ФП-101/ФП101-Б (указатели поворотов/тормозная сигнализация);
А-24 (3 св)...........................А-12-3 (3 св) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (обозначение габаритов/освещение номерного знака).
1970 год
В июне 1970 года перешли на заправку шарниров карданных передач консистентной смазкой 158 вместо трансмиссионного масла, а месяцем позже взамен игольчатых подшипников № ГПЗ 804805К с двухкромочным сальником с пыльником внедрены новые игольчатые подшипники № ГПЗ 804805К1 с перевёрнутым однокромочным сальником без пыльника. Вместо предохранительного клапана крестовины кардана 306746-П введена резьбовая пробка.
Тогда же вместо подкапотной лампы ПД1-Ж начала ставиться унифицированная для всех типов автомобилей СССР лампа ПД308.
1971 год
В мае 1971 года для специальной обработки армейских вездеходов на приёмной трубе глушителя был установлен газоотборник, а на конце выпускной трубы глушителя – ниппель.
Одновременно были упразднены упор и хомут крепления лома на грузовике ЗИЛ-157К и седельном тягаче ЗИЛ-157КВ.
С декабря 1971 года перешли на выпуск кабин с неоткрывающейся левой рамой ветрового окна.
1972 год
В начале 1972 года на автомобили, не оборудованные лебёдками, начали ставиться передние буферы уменьшенной толщины (5 мм вместо 6 мм) с рёбрами жёсткости на вертикальной полке.
В январе 1972 года в связи с полным переходом на монтаж переднего подшипника первичного вала коробки передач 180205 К1С9 с закладывавшимся на заводе постоянным запасом смазки, и соответственно не требующим обслуживания в процессе эксплуатации, упразднены смазочные каналы в маховике и во фланце коленчатого вала, а также пробка маховика 305006-П.
В марте в балансирном устройстве задней подвески вместо отдельных втулок ступиц и упорных шайб подвески введены втулки с упорными буртиками.
С мая выпускались коробки передач с уступами на шлицах вторичного вала, служившими замками против самовыключения II и IV передач.
С августа передний конец вторичного вала КПП изготавливался с бочкообразной шейкой под передний подшипник.
В ноябре часть автомобилей стала комплектоваться шинами модели К-70 с изменённым рисунком протектора и улучшенными характеристиками.
С декабря 1972 года устанавливался новый передний подшипник промежуточного вала коробки передач увеличенного диаметра (№ ГПЗ 12208К диаметром 80 мм вместо № ГПЗ 292306К1 диаметром 72 мм), в связи с чем поменялись размеры отверстия в картере коробки и с 42 мм до 40 мм уменьшен диаметр передней шейки вала. Введены новые втулки шестерни IV передачи вторичного вала с шестью опорными поверхностями увеличенной ширины вместо десяти.
1973 год
В январе 1973 года аккумуляторные батареи 3-СТ-84-ПМС-З в соответствии с ГОСТ 959.0-71 получили наименование 3-СТ-95-ПМС, а батарея 6-СТ-68-ЭМС, применявшаяся на тропических вариантах автомобиля, стала называться 6-СТ-75-ЭМ.
С февраля 1973 года маслоотгонная канавка первичного вала КПП была заменена на гладкую конусную поверхность с сальником.
В апреле упразднена сливная пробка 262542-П8 в ступице балансирной подвески.
C июня в коробке передач начали устанавливаться синхронизаторы с изменёнными конусными кольцами и фиксаторами, состоявшими из двух симметричных полуцилиндров, между которыми помещались цилиндрические пружины, прижимавшие полуцилиндры к внутренней поверхности отверстия каретки синхронизатора.
1975 год
В 1975 году изменилась конструкция платформы: надставная решётка переднего борта начала изготавливаться из трёх широких досок вместо шести узких, решётки боковых бортов – из одной широкой верхней доски вместо двух узких, сиденья – из двух широких досок вместо четырёх узких, кроме того, ликвидирована нижняя доска боковых решёток.
В декабре 1975 года металлический вентилятор пускового подогревателя П-100 заменён на пластмассовый.
В этом же году были внедрены шарниры карданного вала, не требующие пополнения смазки в процессе эксплуатации. Введено комбинированное резиновое уплотнение подшипников шарнира, состоявшее из торцового уплотнения, напрессованного на шипы крестовины, и однокромочных сальников, встроенных в подшипники. В связи с этим были упразднены маслёнка 304814-П и резьбовая пробка крестовины кардана, а вместо сквозного отверстия для подвода смазки в шипе крестовины стало сверлиться глухое, в которое с этого времени и закладывалась на заводе консистентная смазка 158.
В 1975 году изменилась конструкция платформы: надставная решётка переднего борта начала изготавливаться из трёх широких досок вместо шести узких, решётки боковых бортов – из одной широкой верхней доски вместо двух узких, сиденья – из двух широких досок вместо четырёх узких, кроме того, ликвидирована нижняя доска боковых решёток.
С середины 1970-х годов часть автомобилей начала оснащаться обычными народнохозяйственными грузовыми платформами с тремя откидывающимися бортами. Несмотря на это индекс новой версии грузовика остался прежним – ЗИЛ-157К.
1977 год
С июня 1977 года была изменена фиксация болтов крепления опорной пластины регулировочной гайки в сцеплении (вместо проволоки стала применяться замочная стопорная пластина).
В июле 1977 года на вездеходе взамен колёс с разъёмным ободом 9,0-18 начали монтировать новые с неразъёмным ободом 228Г-457 с тороидальными посадочными полками, с двумя взаимозаменяемыми бортовыми кольцами и разрезным замочным кольцом.
1978 год
В апреле 1978 года был внедрён генератор переменного тока 17.3701 мощностью 500 Вт и силой тока 40 А со встроенным интегральным регулятором напряжения Я112-А.
С 1978 года согласно ГОСТ 2023-75 «Лампы накаливания электрические автомобильные» поменялись лампы, использовавшиеся в фонарях грузовика:
А-12-21+6 (21+6 св).......А-12-21+5 (21+5 Вт) – подфарники ПФ10-Г (указатели поворота/обозначение габаритов);
А-12-21 (21 св)...............А-12-21 (21 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (тормозная сигнализация) и указатели поворота УП5;
А-12-3 (3 св) ...................А-12-5 (5 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (обозначение габаритов/освещение номерного знака). В мае этого года в системе электрооборудования вместо предохранителя ПР-510А на 6,5 А внедрён 13.3722.010 на 7,5 А.
В декабре 1978 года усилена фиксация оси коромысла топливного насоса Б-10Б путём установки заклёпки взамен шплинта.
В этом же году место звукового сигнала С44 занял С311.
Также в период производства автомобиля были реализованы следующие мероприятия:
– отменена установка защитных резиновых муфт на шлицах карданных валов;
– из комплекта шофёрского инструмента исключена маслёнка и упразднён кронштейн для её установки на моторном щите кабины;
– изменено крепление крышки люка аккумуляторной батареи, а также конструкция гнезда батарей (днище стало изготовляться из рифлёного листа);
– поменялась форма застёжек капота;
– установлена дополнительная внутренняя ручка двери;
– на дверке вещевого ящика кабины появилась выштамповка.
Текст - Юрий Воробьёв |