В рамках семейства ЗИЛ-157 заводом им.Лихачева выпускалась экспортная модификация грузовика, предназначенная для поставки в страны с тропическим климатом – ЗИЛ-157Ю. Эти машины отличались улучшенной отделкой, использованием усиленных узлов и деталей, а также более тщательной сборкой. Двигателям экспортных версий для тропического климата были присвоены индексы ЗИЛ-157Ю и ЗИЛ-157ГТ (с экранированным электрооборудованием). Мощность этих моторов составляла 107 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем), максимальный крутящий момент – 34,5 кГм при 1100-1400 об/мин, рабочий объём – 5555 см3, степень сжатия – 6,5. Для увеличения степени сжатия эти двигатели оснащались головкой блока цилиндров с уменьшенным объёмом камеры сгорания. Тарелки выпускных клапанов изготавливались из коррозионностойкой жаростойкой стали ЭИ-72 (30Х13Н7С2) вместо стали сильхром ЭИ-107 (40Х10С2М). В качестве топлива применялся бензин А-70. Трансмиссия экспортных машин комплектовалась сцеплением 164Э-1601010, отличавшимся от стандартного выжимным подшипником с бронзовым сепаратором, фосфатированными ведомыми дисками и их ступицами, а также окрашенными крышкой и коромыслами. В системе зажигания использовались свечи СН55-Б.
Кроме того, тропическая модификация оснащалась комплектующими, рассчитанными для эксплуатации в условиях природной среды южных стран. В системе охлаждения этих автомобилей применялись радиатор 164Ю-1301010 с медными пластинами охлаждения повышенной теплоотдачи (вместо латунных) и герметичной резьбовой пробкой без клапанов, а также конденсационный бачок с герметичной клапанной пробкой повышенного давления с выпускным (паровым) и впускным (воздушным) клапанами. В отличие от стандартной, клапанная пробка конденсационного бачка снабжалась усиленной пружиной, вследствие чего её выпускной клапан срабатывал при достижении в системе избыточного давления в 0,65 кг/см2, что соответствовало температуре закипания воды 114°С против 100-105°С на двигателе ЗИЛ-157. Термостат, жалюзи радиатора и отопитель отсутствовали, в кабине устанавливался вентилятор. Вместо двух последовательно соединённых 6-вольтовых аккумуляторных батарей 3-СТ-84-ПД на эти машины ставилась одна 12-вольтовая батарея 6-СТ-68 тропического исполнения ёмкостью 68 Ач.
В 1960 году двигатели экспортных тропических модификаций вездехода стали оборудоваться вентилятором системы охлаждения со шкивом уменьшенного диаметра (156 мм против 166 мм), вследствие чего повысилось число его оборотов (с 3050 до 3250 об/мин) и усилился обдув радиатора.
Текст - Юрий Воробьёв |