ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-158 (ЛиАЗ-158)

    Серийный городcкой автобус ЗИЛ-158.
    В июне 1956 г. автозавод им Лихачева (6ывший ЗИС) выпустил первый образец нового автобуса ЗИЛ-158, который стал испытываться на 55-м маршруте, тогда считавшемся образцово-показательным - на нем опробывались все новшества (например, в ноябре 1956 г. - французский автобус "Шоссон", немецкий "Бюссинг", венгерские "Икарус-60" и "Икарус-66"). К открытию Международного фестиваля молодежи и студентов (июль 1957 г.) ЗИЛ выпустил специальную фестивальную серию этих машин, а первый серийный ЗИЛ-158 появился на улицах города в октябре 1957 г.; в феврале 1958г. их было 200, а в конце 1959 г. число их превысило число ЗИС-155 (по состоянию на 1 января 1958 г. в Москве имелось 1726 машин ЗИС-155, 64 ЗИЛ-158 и 21 ЛАЗ-695). Последние ЗИС-155 покинули столичные улицы в 1962 г., уступив место новой модели 1960-х годов - ЗИЛ/ЛиАЗ-158В (с 1960 г. производство модифицированной модели ЗИЛ-158В, с небольшими внешними изменениями, было переведено на Ликинский автобусный завод). ЗИЛ-158 с пассажирским прицепом 2-ПН-4 Кроме этого, в 1959-61 гг. проходили испытания автобусов с пассажирскими прицепами (они были изготовлены "Аремкузом" и получили индекс "2ПН-4"). Один такой "поезд" из ЗИЛ-158 курсировал на 17 маршруте.
    Еще один интересный штрих из жизни ЗИЛ-158: в Крыму, в период летних отпусков, составляли поезда МТБ-82 - ЗиЛ-158; тем временем в Ленинграде прицепы изготавливали на базе отслуживших свой срок троллейбусов. Все эти поезда работали недолго из-за износа и частых поломок троллейбусов-тягачей. Рельсовый автобус РА-1
    Крайне интересная информация о попытке использования ЗИЛ-158 в качестве железнодорожного подвижного состава: для перевозки пассажиров на линиях с небольшими пассажиропотоками Проектно-конструкторское бюро Главного управления пути и сооружений МПС спроектировало на базе автобусов ЗИЛ-158 сдвоенную автомотрису, получившую название рельсового автобуса (РА-1, на фото справа). При переделке автобуса предусмотрена замена колес с пневматическими шинами на металлические гребневые колеса диаметром по кругу катания 1050 мм с соответствующим сближением колес (примерно на 600 мм) и переделкой колесных ступиц, оборудование его песочницами и входными дверями с левой стороны кузова. Два одинаковых автобуса сцеплялись задними концами. Передний по направлению движения автобус, являлся моторным, а задний - прицепным (на нем двигатель не работает). В середине 1962 г. Московский завод "Красный путь" закончил переделку двух автобусов ЗИЛ-158 в рельсовый автобус, получивший серию РА1. При испытаниях рельсового автобуса слабым местом оказались колесные ступицы, которые при движении по рельсовому пути испытывали более жесткие удары, нежели у обычных автобусов, имеющих пневматические шины. Неблагоприятные условия работы ступиц создавались также из-за боковых ударов гребней колес о рельсы и увеличения момента вертикальных сил, действующих на подшипник (из-за смещения колес). Изменение расстояния между колесами особенно передней оси и отсутствие жесткой связи между ними способствовало увеличению виляния автобуса. Жесткие удары колес о рельсы приводили к расстройству болтовых креплений и вибрациям отдельных частей кузова.



    На фотографии слева представлена модель ЗИЛ-158 мастерской "Вектор-моделс" (г.Херсон), модель изготавливается гальваническим методом. Также мастерской предлагается модель автопоезда в составе ЗИЛ-158 и пассажирского прицепа 2-ПН-4.
    В центре и справа - модель омской мастерской "Финоко", изготавливаемая методом литья из белого металла.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу