ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-158А

Опытный образец
ЗИЛ-158 №3:

Серийные ЗИЛ-158А:

    В конце августа 1956 года был построен третий опытный экземпляр ЗИЛ-158, отличный от первых двух. Этот вариант впоследствии получил обозначение ЗИЛ-Э158А и предназначался для перевозки туристов и потому конструкция его кузова была существенно пересмотрена относительно первых двух опытных образцов ЗИЛ-158. Автобус получил опускные окна большей высоты, а скаты крыши над ними были застеклены. Полностью обновился дизайн передка автобуса и задней панели кузова. Забор воздуха для принудительной системы вентиляции был скрыт в козырьке над лобовым стеклом, а сиденья в салоне получили улучшенную обивку из шерстяного плюша на прорезиненной основе вместо кожезаменителя для городских версий. Кроме того, были применены электрические стеклоочистители вместо вакуумных, а для стояночного освещения были применены подфарники. Именно на этом автобусе была впервые опробована схема 36-местного туристического салона (городской вариант предусматривал 32 сидячих места) с дополнительными сиденьями на месте заглушенной задней двери.
    Изначально предполагалось, что туристический вариант ЗИЛ-158 будет выпускаться малыми партиями и его отличия по кузову не повлияют на быстрое освоение в производстве обычного ЗИЛ-158. Однако после осмотра образцов руководством Министерства автомобильной промышленности, было принято решение выпускать обе модификации ЗИЛ-158 в едином кузове, за основу которого был принят кузов автобуса №3.
    Серийный ЗИЛ-158А оснащался потолочными багажными полками, остеклёнными боковыми и задними скатами крыши, а также заглушенной задней дверью, возле которой располагалось дополнительное двухместное сиденье (поверх щита над ступеньками, являвшегося продолжением пола). Ещё одно такое сиденье устанавливалось там же сзади на месте сиденья кондуктора. Общая планировка салона включала в себя 13 двухместных диванов и 2 пятиместных. При этом следует отметить, что остекленные скаты крыши не являлись отличительной особенностью именно туристической модификации – по специальным заказам городские автобусы также выпускались в таком исполнении. Автобусы с остекленными задними скатами крыши задних габаритных фонарей не имели.
    По решению Коллегии министерства автомобильного транспорта именно с выпуска ЗИЛ-158А был начат выпуск автобусов семейства ЗИЛ-158, поскольку 100 таких автобусов выделялись для обслуживания делегатов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов - фото1, фото2.
    Первый ЗИЛ-158А был выпущен 30 мая 1957 года, при этом «фестивальные» автобусы отличались особой внутренней отделкой салона, включавшей в себя ковры и штатную радиомикрофонную установку.
    Всего было выпущено 272 экземпляра ЗИЛ-158А, в том числе в 1959 году - последние 40 экземпляров. В отличие от ЗИЛ-158, производство ЗИЛ-158А на Ликинский автобусный завод не передавалось.

Текст - Юрий Воробьёв



    Долгое время херсонская мастерская "Вектор-моделс" (Украина) была единственным производителем моделей автобуса ЗИЛ-158А. Модель предлагалась в нескольких цветографических схемах окраски и имела кузов, выполненный из меди методом гальванопластики.



    В сентябре 2013 года брендом "Советский автобус" коллекционерам была представлена модель ЗИЛ-158А (тираж неизвестен). Схема окраски модели, по всей видимости, была заимствована у третьего опытного ЗИЛ-158, а цвета - с рисунка Александра Захарова. Следует отметить, что производитель учел такое важное отличие туристической версии от городской, как дополнительные сиденья сзади напротив служебной двери.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 05 октября 2005 года          
Последняя редакция - 08 июня 2018 года