Взамен снятого с производства северного исполнения ЗИЛ-130С, в рамках нового семейства ЗИЛ-431410 автозаводом была освоена северная модификация ЗИЛ-431411. После того как в 1987 году Читинский автосборочный завод перешёл в объединение КамАЗа и прекратил производство северных модификаций ЗИЛа, их выпуск был перенесён на головное предприятие в Москву.
На машины семейства ЗИЛ-431410 в северном исполнении устанавливалось следующее специальное оснащение:
– двигатель ЗИЛ-50801.1000400, рассчитанный на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40°С до −60°С и относительной влажности воздуха до 98% при +25°С;
– кабина с дополнительным утеплением с применением матов из поливинилхлоридных волокон (вместо напыления пенополиуретаном на ЗИЛ-130С), утеплителями дверей и двойным остеклением ветрового, заднего и боковых окон и форточек;
– резиновые уплотнители в отверстиях для прохода рычага стояночной тормозной системы и тяги педали управления дроссельными заслонками карбюратора;
– предпусковой подогреватель П-100;
– дополнительный топливный бак ёмкостью 170 литров, крепившийся на правом лонжероне рамы, вследствие чего запасное колесо размещалось в откидном держателе под её задней частью (кроме шасси ЗИЛ-495711 и ЗИЛ-495811);
– утеплительные чехлы на капоте и облицовке радиатора;
– противотуманные фары ФГ152-Б с оптическими элементами ФГ152 и галогенными лампами АКГ-12-55 типа Н1 мощностью 55 Вт, крепившиеся в бампере;
– прожектор-искатель 17.3711 с лампой АКГ-12-55;
– пневматический двухтональный звуковой сигнал С40-В с ножным выключателем ВК40-А или электромагнитным клапаном 15.3741.
На панели приборов добавились:
– указатель уровня топлива с переключателем для двух бензобаков;
– указатель температуры электролита аккумуляторной батареи 15.3807;
– ручка управления заслонкой обогрева аккумуляторной батареи;
– выключатель прожектора-искателя;
– выключатель противотуманных фар.
Если на ЗИЛ-130С металлические накладки, применявшиеся для установки второго остекления ветрового окна, непосредственно прикручивались винтами к фланцу оконного проёма, то на ЗИЛ-431411 начало использоваться крепление накладок с помощью резьбовых бонок, приваривавшихся к фланцу. Между стёклами ветрового и заднего окон размещался влагопоглощающий порошок силикагель.
Грузовики комплектовались резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины.
В системе смазки двигателя и для обслуживания агрегатов трансмиссии использовались специальные масла (АСЗп-6,ТМ-3-9, ТМ-4-9) и консистентные материалы (ЦИАТИМ-201, Лита), сохранявшие работоспособность при низкой температуре.
Для улучшения обзорности при разъездах и обгонах выпускная труба глушителя была выведена на правую сторону грузовика.
В системе электрооборудования применялась проводка, спроектированная для работы на Крайнем Севере. Аккумуляторная батарея располагалась в теплоизоляционном кожухе с регулируемым обогревом выхлопными газами двигателя и комплектовалась датчиком указателя температуры электролита 11.3842.
Часть машин оснащалась лебёдкой с приводом от закреплённой на КПП односкоростной реверсивной коробки отбора мощности, рассчитанной на передачу мощности до 30 л.с. (22 кВт). Привод редуктора осуществлялся с помощью одного карданного вала.
Автомобили продолжали окрашиваться в красный, оранжевый и армейский защитный цвета.
Производство всех северных версий было прекращено в 1990 году из-за повышенной трудоёмкости изготовления, отрицательно сказывавшейся на себестоимости и объёме выпуска готовой продукции.
Текст - Юрий Воробьёв |