Взамен снятого с производства ЗИЛ-138А в 1986 году был начат выпуск предназначавшихся для работы на сжатом природном газе и бензине А-76 бортовых грузовиков ЗИЛ-431610 и ЗИЛ-431630, отличавшихся друг от друга только типом силового агрегата.
На автомобиль ЗИЛ-431610 устанавливался двигатель ЗИЛ-5086.10 (базовый ЗИЛ-508.10, конвертированный для работы на СПГ) объёмом 6000 куб.см, степенью сжатия 7,1, мощностью 120 л.с. (88,4 кВт) и максимальным крутящим моментом 30 кГм при 2200 об/мин при работе на газе и соответственно 150 л.с. (110,3 кВт) и 41 кГм при работе на бензине А-76.
На автомобиль ЗИЛ-431630 устанавливался двигатель ЗИЛ-5096.10 (базовый ЗИЛ-509.10, конвертированный для работы на СПГ) объёмом 7000 куб.см, степенью сжатия 7,3, мощностью 140 л.с. (103,0 кВт) и максимальным крутящим моментом 37 кГм при 2200 об/мин при работе на газе и соответственно 150 л.с. (110,3 кВт) и 41 кГм при работе на бензине А-76.
Двигатель ЗИЛ-509.10 представлял собой модернизированную модификацию мотора ЗИЛ-375 и отличался от базового ЗИЛ-508.10 диаметром цилиндров, конструкциями поршня и гильзы цилиндра, формой камеры сгорания (часть расположена в головке поршня) и карбюратором.
В комплектацию этих машин входили:
– восемь монтировавшихся поперёк рамы газовых баллонов из легированной стали (тип 50-200Л, вес 62,5 кг) или углеродистой стали (тип 50-200, вес 90 кг) ёмкостью по 50 л (общий объём заправленного газа – 80 куб.м) с наполнительным вентилем ВМН-1 и тремя расходными вентилями ВМР-1 (магистральным и двумя баллонными);
– подогреватель газа жидкостный;
– одноступенчатый редуктор высокого давления БМО-80-1 с керамическим фильтром;
– двухступенчатый редуктор низкого давления РЗАА 116.4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;
– карбюратор-смеситель К-91 для ЗИЛ-431610 и карбюратор-смеситель К-92 для ЗИЛ-431630;
– переключатель вида топлива 5102.3709;
– электрический манометр низкого давления УК130 на 6 кгс/см2 (ставился на панели приборов);
– механический манометр высокого давления МТ-1-250 на 250 кгс/см2 (ставился на первом баллоне);
– электромагнитный магистральный запорный клапан 22.3747 со сменным войлочным фильтром;
– электромагнитный клапан бензинового фильтра тонкой очистки топлива РС336;
– пусковой электромагнитный клапан 138А-4412050 с выключателем ВК322;
– контрольная лампа падения давления газа;
– выключатель аккумуляторной батареи;
– изменённые средний пучок проводов и цепи проводов подсветки приборов;
– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).
Газовый и бензиновый топливные фильтры по-прежнему снабжались электромагнитными клапанами для отключения подачи газа или бензина с места водителя при помощи переключателя вида топлива. На автомобиле монтировались изменённые топливные трубки от бензонасоса к фильтру тонкой очистки и от фильтра к карбюратору.
Газовые баллоны на бортовых грузовиках и шасси, как и раньше располагались в вырезах, выполненных в специальных деревянных продольных брусьях, монтировавшихся сверху лонжеронов рамы, и крепились к брусьям с помощью кронштейнов с хомутами. Для большей безопасности газовые баллоны по-прежнему были разделены на две секции (5+3 на ЗИЛ-431610, 7+3 на ЗИЛ-431710), в каждой из которых имелся свой расходный (баллонный) вентиль. На самосвальном шасси ЗИЛ-496110 пять баллонов крепились к кронштейнам на лонжеронах рамы, а три – на специальном подрамнике. Магистральный и наполнительный вентили так же ввёртывались в распределительную крестовину. Газовый редуктор низкого давления и запорный клапан монтировались в моторном отсеке, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, переключатель вида топлива, выключатель пускового клапана и контрольная лампа падения давления газа – на панели приборов.
В отличие от ЗИЛ-138А новые расходные и наполнительный вентили баллонов (ВМР-1 и ВМН-1 вместо ВК-74 и ВВ-73, ставившихся на ЗИЛ-138А) были перенесены с левой стороны автомобиля на правую, а подогреватель газового топлива, функционировавший от отработавших газов двигателя и монтировавшийся на левом лонжероне рамы, заменён на жидкостный подогреватель, действовавший от системы охлаждения мотора, и устанавливавшийся на переднем щите кабины. Газовый редуктор высокого давления во избежание обмерзания перемещён в моторный отсек. Запасное колесо, вследствие недостатка места под платформой из-за установки газовых баллонов, размещалось под задней частью рамы в откидном держателе, унифицированном с держателем северной модификации ЗИЛ-130С.
Грузоподъемность автомобилей ЗИЛ-431610 и ЗИЛ-431630 составляла 5500 кг при использовании баллонов из легированной стали или 5280 кг при использовании баллонов из углеродистой стали
Выпуск этих автомобилей был прекращен в 1994 году в связи со снятием с производства всего семейства ЗИЛ-431410.
Текст - Юрий Воробьёв |