Взамен снятого с производства ЗИЛ-138А в 1986 году был начат выпуск предназначавшихся для работы на сжатом природном газе и бензине А-76 бортовых грузовиков ЗИЛ-431610 и ЗИЛ-431630, отличавшихся друг от друга только типом силового агрегата.
На автомобиль ЗИЛ-431610 устанавливался двигатель ЗИЛ-5086.1000400 (базовый ЗИЛ-508.1000400, конвертированный для работы на СПГ) объёмом 6000 куб.см, степенью сжатия 7,1, мощностью 120 л.с. (88,4 кВт) и максимальным крутящим моментом 30 кГм при 2200 об/мин при работе на газе и соответственно 150 л.с. (110,3 кВт) и 41 кГм при работе на бензине А-76.
На автомобиль ЗИЛ-431630 устанавливался двигатель ЗИЛ-5096.10 (базовый ЗИЛ-509.10, конвертированный для работы на СПГ) объёмом 7000 куб.см, степенью сжатия 7,3, мощностью 140 л.с. (103,0 кВт) и максимальным крутящим моментом 37 кГм при 2200 об/мин при работе на газе и соответственно 150 л.с. (110,3 кВт) и 41 кГм при работе на бензине А-76.
Двигатель ЗИЛ-509.10 представлял собой модернизированную модификацию мотора ЗИЛ-375 и отличался от базового ЗИЛ-508.10 диаметром цилиндров, конструкциями поршня и гильзы цилиндра, формой камеры сгорания (часть расположена в головке поршня) и карбюратором.
В комплектацию этих машин входили:
– восемь монтировавшихся поперёк рамы газовых баллонов из лконструкционной углеродистой стали 45 (тип 50-200, вес 90 кг) или конструкционной легированной хромомолибденовой стали 30ХМА или хромоникельмолибденовой стали 38ХНМА (тип 50-200Л, вес 62,5 кг) ёмкостью по 50 л (общий объём заправленного газа – 80 куб.м);
– наполнительный вентиль ВМН-1 и три расходных вентиля ВМР-1 (магистральный с металлокерамическим фильтром и два баллонных);
– подогреватель газа жидкостный;
– одноступенчатый редуктор высокого давления БМО-80-1 с металлокерамическим фильтром;
– двухступенчатый редуктор низкого давления РЗАА 116.4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;
– карбюратор-смеситель К-91;
– переключатель вида топлива:
а) рычажный 5102.3709 для автомобиля без МТП;
б) клавишный П147-05.13 для автомобиля с МТП;
– электрический манометр низкого давления УК130 на 6 кгс/см2 (ставился на панели приборов);
– механический манометр высокого давления МТ-1-250 на 250 кгс/см2 (ставился на первом баллоне);
– электромагнитный магистральный запорный клапан 22.3747 с газовым фильтром со сменным войлочным фильтрующим элементом;
– бензиновый фильтр тонкой очистки топлива с электромагнитным клапаном РС336-01;
– пусковой электромагнитный клапан 15.3741 с выключателем 11.3704;
– контрольная лампа (сигнализатор) падения давления газа 12.3803 с датчиком ММ-124Б;
– выключатель аккумуляторной батареи ВК318-Б;
– изменённые средний пучок проводов и цепи проводов подсветки приборов;
– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).
Газовый и бензиновый топливные фильтры по-прежнему снабжались электромагнитными клапанами для отключения подачи газа или бензина с места водителя при помощи переключателя вида топлива. На автомобиле монтировались изменённые топливные трубки от бензонасоса к фильтру тонкой очистки и от фильтра к карбюратору.
Газовые баллоны на бортовых грузовиках и шасси, как и раньше располагались в вырезах, выполненных в специальных деревянных продольных брусьях, монтировавшихся сверху лонжеронов рамы, и крепились к брусьям с помощью кронштейнов с хомутами, но в отличие от ЗИЛ-138А новые расходные и наполнительный вентили баллонов (ВМР-1 и ВМН-1 вместо ВК-74 и ВВ-73) были перенесены с левой стороны автомобиля на правую. Для большей безопасности газовые баллоны по-прежнему были разделены на две секции (4+4), в каждой из которых имелся свой расходный (баллонный) вентиль ВМР-1, соединявшийся с баллоном с помощью тройника. На самосвальном шасси ЗИЛ-496110 пять баллонов крепились к кронштейнам на лонжеронах рамы, а три – на специальном подрамнике. Магистральный расходный вентиль ВМР-1 с металлокерамическим фильтром и наполнительный вентиль ВМН-1 ввёртывались в распределительную крестовину, устанавливавшуюся на кронштейне на правом лонжероне рамы, к которой подключались трубопроводы от расходных вентилей обеих секций баллонов и трубопровод к редуктору высокого давления. Газовый редуктор высокого давления во избежание обмерзания перемещён в моторный отсек на переднюю стенку кабины, а подогреватель газового топлива, ранее действовавший от отработавших газов двигателя и монтировавшийся на левом лонжероне рамы, заменён на жидкостный подогреватель, функции которого выполнял дополнительный кронштейн крепления этого узла к стенке кабины, для чего к нему приваривалась стальная трубка, в которую по шлангу поступала горячая жидкость из системы охлаждения двигателя через кран отопителя кабины. Газовый редуктор низкого давления монтировался на двигателе, электромагнитный магистральный запорный клапан – на передней стенке кабины в моторном отсеке, датчик давления – в первой ступени редуктора низкого давления, пусковой электромагнитный клапан – на кронштейне на фланце корпуса редуктора низкого давления, переключатель вида топлива для автомобиля без МТП – на панели приборов, для автомобиля с МТП – на щитке приборов, выключатель пускового клапана и контрольная лампа падения давления газа – на панели приборов.
Аналогично ЗИЛ-138А в конструкции платформы ЗИЛ-431610 использовались специфические поперечные брусья с усилителями в зоне опор, предназначенными для повышения прочности брусьев, унифицированными с деталями ЗИЛ-133Г1. Передние брызговики по-прежнему были смещены ближе к колёсам, крепились к основанию платформы, а не к поперечному брусу, и унифицировались с брызговиками ЗИЛ-133Г1. Запасное колесо, вследствие недостатка места под платформой из-за установки газовых баллонов, размещалось под задней частью рамы в откидном держателе, унифицированном с держателем северной модификации ЗИЛ-130С.
В 1987 году произошли следующие изменения в схеме газовой системы питания ЗИЛ-431610:
– упразднены расходные вентили ВМР-1, располагавшиеся на четвёртом баллоне передней секции и первом баллоне задней секции;
– в горловину второго баллона ввёрнута крестовина в сборе с манометром высокого давления МТ-1-250, в которую в свою очередь установлена распределительная крестовина с наполнительным вентилем ВМН-1 и двумя расходными вентилями ВМР-1.
Выпуск этих автомобилей был прекращен в 1994 году в связи со снятием с производства всего семейства ЗИЛ-431410.
Текст - Юрий Воробьёв |