Создание этого автомобиля изначально не было предусмотрено ни одним планом опытно-конструкторских работ московского автозавода им.И.В. Сталина. Более того, работы над ЗИС-Спорт начинались как самодеятельность трех работников одного из конструкторских бюро Экспериментального цеха, в чьи обязанности входило решение совершенно других задач: проектирование, изготовление и доводка испытательных приборов и оснастки, проектирование экспериментальных стендов, а также разработка планировок Инженерного корпуса, строительство которого велось в это время.
Один из инженеров КБ – Анатолий Пухалин – заканчивал в 1938 году Московский автодорожный институт и выбрал темой своего диплома скоростной автомобиль. Начальник бюро Владимир Кременецкий и еще один инженер Николай Пульманов (это, собственно, и был весь состав КБ, плюс еще один техник и одна копировальщица) вызвались помочь товарищу в нерабочее время и воплотить проект автомобиль в металле.
Поскольку других легковых машин, кроме ЗИС-101, автозавод не выпускал, то его и было решено взять за основу. Работу три инженера распределили следующим образом:
Анатолий Пухалин – общий вид и подвеска;
Владимир Кременецкий – оригинальный задний мост с гипоидной передачей (впервые в СССР);
Николай Пульманов – форсировка двигателя и его доводка.
Вскоре в Конструкторский отдел автозавода на работу устроился молодой художник Валентин Ростков, которого увлекла идея создания современного кузова. Ростков в акварели нарисовал несколько вариантов кузова, один из которых и был выбран для воплощения в металле. Впоследствии этот кузов, нарисованный Ростковым как купе, трансформировался в открытый вариант.
Помимо нового кузова, серьезной доработке подверглись двигатель автомобиля и его трансмиссия. Были увеличены число оборотов коленвала и степень сжатия, изменены фазы газораспределения и улучшена наполняемость цилиндров горючей смесью. Головка блока цилиндров была изготовлена из алюминия и имела увеличенные проходные сечения клапанов. Двигатель получил оригинальный карбюратор с падающим потоком, а также новые коленчатый и распределительный (обеспечивший более широкие фазы газораспределения) валы, кованые поршни и шатуны из алюминиевого сплава АК-4. Благодаря всему перечисленному мощность двигателя удалось довести до 141 л.с. при том, что стандартный двигатель ЗИС-101 выдавал 90 л.с. В коробке передач ЗИС-Спорт появились ускоряющая передача и конические синхронизаторы.
До определенного момента работа над ЗИС-Спорт носила полулегальный характер – машина не являлась плановой заводской разработкой, но многие знали о ведущейся работе и охотно помогали молодым конструкторам. Главный шаг по легализации ЗИС-Спорт сделал Владимир Кременецкий – он знал о составлении заводским комитетом комсомола списка трудовых подарков к двадцатилетнему юбилею ВЛКСМ и смог вписать машину в качестве одного из них. Первоначально это был лишь один из многих десятков трудовых подарков автозавода, но постепенно он стал выходить на первое место, становясь одним из наиболее видных достижений – немалую роль тут сыграла и короткая заметка о ЗИС-Спорт, опубликованная 17 октября 1938 года в главном печатном органе Комсомола газете «Комсомольская правда».
Директором автозавода И.А. Лихачевым (с большой неохотой) был подписан приказ, устанавливающий этапы работ над ЗИС-Спорт и сроки их выполнения, а также ответственных лиц. С этого момента автомобиль стал продуктом автозавода и официально строился всеми цехами и службами предприятия.
Чтобы улучшить развесовку по осям, двухместная кабина была сдвинута заметно назад, от чего и без того длинный нос машины визуально удлинился, добавив стремительности низкому силуэту (высота ЗИС-Спорт составляла полтора метра при длине 5,6 метра). Позади кабины было установлено третье сиденье – так называемое «тещино место».
Готовность машины предполагалась к 1 июня 1939 года, но ее изготовление окончательно было завершено лишь к октябрю 1939 года – на год позже юбилея ВЛКСМ, к которому и готовился этот подарок. Тем не менее, на боковинах капота надпись «XX лет ВЛКСМ» было решено оставить. Уже 18 ноября 1939 года ЗИС-Спорт прошел в составе колонны отечественных автомобилей по Москве на параде, организованном в честь 15-летия Советской автопромышленности.
Один из создателей автомобиля – Николай Пульманов – много лет спустя вспоминал как однажды он с товарищами не нашел машину на привычном месте в Экспериментальном цехе: «…Подумали, что кто-то переставил на другое место. Оббегали весь цех (давно уже «живем» в новеньком Инженерном корпусе), не нашли. Тревога, расспросы, никто ничего не знает. Проходят несколько часов, кто-то рассказал – ночью Лихачев (с 5 февраля 1939 года был назначен Наркомом среднего машиностроения СССР – И.Д.) с командой вывел машину с завода к Дому Союзов, где в стене, со стороны Большой Дмитровки, солдаты проломали брешь и на руках внесли машину на второй этаж в фойе, установили на помост для демонстрации успехов завода перед изумленными взорами делегатов XVII Московской Партконференции. Сталин, Каганович и др. весьма одобрили…»
Однако дальше удача отвернулась от создателей машины – по воспоминаниям Николая Пульманова, летом 1940 года он «поссорился с главным инженером завода Н.А. Волковым из-за того, что он, после ухода с завода И.А. Лихачёва, стал всячески препятствовать нашей работе на автомобилем ЗИС-Спорт, попросту запретил испытания и развитие новых разработок. После нескольких объяснений, я решил перейти в очную аспирантуру из заочной (вечерней), начатой в заводском ВТУЗе при ЗИСе.» Таким образом, Пульманов перешел в аспирантуру Московского автомеханического института, Кременецкий через какое-то время тоже покинул завод, а Пухалин вернулся к работе по специальности – занимался разработкой оснастки для механической обработки, уйдя в МСЦ-4 ЗИСа.
Тем не менее, в Параде физкультурников на Красной площади в Москве 21 июля 1940 года ЗИС-Спорт вместе с ЗИС-102 возглавлял колонну физкультурников общества «Торпедо» (фото1), а в сентябре того же года ЗИС-Спорт должен был участвовать в Первенстве СССР по автомотоспорту. Расчетная скорость автомобиля ожидалась на уровне 180 км/ч, что должно было стать новым рекордом тех лет в СССР. Хотя в итоге Первенство было в итоге перенесено на весну 1941 года, но поскольку машина уже была подготовлена, то было решено провести на ней пробные заезды. 24 сентября 1940 года В.Петров на Минском шоссе под Москвой смог достичь на ЗИС-Спорт скорости 162,46 км/ч.
На 1941 год была запланирована программа модернизации автомобиля с целью достижения запланированных характеристик, но дело почти не двигалось даже после возвращения на завод в конце 1940 года снова директором И.А. Лихачева - возможно, он окончательно утратил интерес к этой машине, использовав ее годом ранее лишь для демонстрации заводских достижений и одновременно укрепления собственных номенклатурных позиций. После 1941 года следы ЗИС-Спорт в сутолоке военных лет и вовсе теряются.
В 2012 году в московском выставочном центре Крокус-Экспо на XX выставке Олдтаймер-Галерея была представлена реплика ЗИС-Спорт, воссозданная реставрационным центром «Молотов-гараж». |