Наряду с модернизированным лимузином ЗИС-101А, с октября 1940 года должно было начаться и производство его специальных версий – «Люкс» и «Экстра». Если «Люкс» по большому счету был бы обычным ЗИС-101А, предназначенным для правительственного обслуживания и собираемым вручную с особой тщательностью и многоуровневыми проверками качества изделия, то «Экстра» (ЗИС-101Э) представлял из себя бронированный лимузин с бронезащитой скрытого типа. Первые два опытных образца бронелимузина должны были быть собраны к 1 июля 1940 года. Куратором работ со стороны заказчика являлся непосредственно начальник личной охраны И.В. Сталина комиссар государственной безопасности 3-го ранга Н.С. Власик.
Работы по созданию ЗИС-101Э были начаты даже до официального получения задания – во второй половине 1939 года. За точку отсчета были взяты правительственные бронированные «Паккарды» - по их примеру броневые вставки в ЗИС-101Э должны были быть установлены между внешними кузовными и внутренними панелями автомобиля. Однако изначально спроектированный под другие задачи кузов ЗИС-101 не был приспособлен для этого, а шасси и двигатель не были рассчитаны на такое увеличение массы машины. В конечном итоге, в конструкцию автомобиля было введено 878 оригинальных деталей, а общий вес ЗИС-101Э более, чем в полтора раза превысил вес исходного ЗИС-101 (4,6 тонны у ЗИС-101Э против менее чем 3 тонн у ЗИС-101). Броня марки АБЭ-1 для ЗИС-101Э была разработана Всесоюзным институтом авиационных материалов (ВИАМ), заказ на создание пулестойких стекол был отдан предприятиям Народного комиссариата промышленности строительных материалов СССР.
Первый ходовой макет ЗИС-101Э поступил на заводские испытания 17 февраля и испытывался до 30 марта 1940 года. У этого автомобиля из-за необходимости сохранить внешние габариты кузова при бронировании внутренние стенки салона были смещены внутрь, благодаря чему пассажировместимость бронелимузина уменьшилась до шести человек. Кроме того, для сохранения объема пассажирского отделения, было существенно уменьшено пространство водительского отсека как по длине, так и по ширине. Для улучшения динамических качеств автомобиля на него был установлен форсированный до 115 л.с. двигатель (будущий двигатель ЗИС-101А).
По итогам заводских испытаний доработке была подвергнута прежде всего механическая часть машины – рама, мост, передняя ось, передняя и задняя подвески, электрооборудование. Отдельно отмечался частый и быстрый выход из строя гидравлических механизмов подъема и опускания стекол из-за низкого качества перепускных клапанов. Невелик был и срок эксплуатации специальных покрышек и, в особенности, их камер.
Ввиду большого объема доводочных работ по результатам заводских испытаний первая машина ЗИС-101Э была сдана для испытаний в Гараж особого назначения только в середине октября 1940 года, с заметным срывом ранее оговоренных сроков (по плану сдача должна была произойти не позже 1 июля). После вынужденного окончания испытаний из-за аварии (после пробега 13.000 км развалилось от нагрузок заднее колесо), 10 ноября автомобиль был возвращен на автозавод для дальнейшей доработки – отмечалась нехватка мощности у двигателя, торможение происходило рывками, была очевидна явная перегрузка многих узлов, приводившая к их поломкам. Отдельно было указано на неудобство заднего дивана для пассажиров с ростом выше среднего. Всего в ходе осмотра машины после аварии было выявлено 24 дефекта. С таким перечнем недоработок ГУГБ НКВД СССР отказалось от принятия автомобиля в эксплуатацию.
К началу 1941 году на ЗИСе был собран второй экземпляр ЗИС-101Э, но уже было понятно, что эта работа носит тупиковый характер и требуется радикально пересмотреть технический проект бронелимузина. В качестве компромисса автозаводу в апреле 1941 года было предложено устранить на уже построенных двух ЗИС-101Э все отмеченные в акте испытаний недочеты и передать их в другие подразделения НКВД СССР, а также достроить еще шесть машин, уже существовавших в заводском цеху в разной степени комплектности, но еще без брони, с перспективой последующей установки на них более мощных 12-цилиндровых V-образных двигателей собственной разработки ЗИСа (в основу этих двигателей должен был быть положен аналогичный двигатель «паккарда»).
В мае 1941 года были начаты работы по новому бронированному лимузину, получившему обозначение ЗИС-101С. Судьба двух построенных ЗИС-101Э до настоящего времени неизвестна, не сохранилось даже достоверных фотографий этого автомобиля. |