Немалое количество ЗИС-101 эксплуатировалось в СССР в качестве карет скорой помощи. Благодаря своим скоростным качествам и мягкой подвеске эти лимузины прекрасно подходили для этой службы, особенно в крупных городах с обустроенной дорожной сетью.
Медицинская модификация ЗИС-101 была создана на ЗИСе по проекту И.Ф. Германа, при активном содействии докторов А.С. Пучкова и А.М. Нечаева. Автозаводом был построен единственный экземпляр кареты скорой помощи на базе ЗИС-101, который с сопроводительным комплектом документации был передан в мастерские Мосздравотдела для организации серийного выпуска путем переделки имевшихся в распоряжении и вновь поступающих ЗИСов.
Внешне, помимо светлой окраски, соответствующих надписей на кузове и фонаря с красным крестом на крыше, такие машины отличались от обычных ЗИСов отсутствием багажной решетки сзади, что было сделано для упрощения доступа к стандартному проему в задней стенке кузова, через который в салон подавались носилки с больным. Несмотря на размеры автомобиля, погрузка через люк была не очень удобной в силу его малых размеров - к примеру, запрещалась погрузка беременных женщин таким образом именно из-за ограничений по высоте проема.
Кареты скорой помощи на базе ЗИС-101 (а в дальнейшем - и на базе ЗИС-101А) строились многими кузовными предприятиями и медучреждениями в СССР, в целом повторяя первоначальную модель ЗИСа. Впрочем, известны и оригинальные конструкции, авторы которых стремились решить вопрос с неудобством погрузки через люк за счет установки распашных дверей в задней стенке кузова. |