К началу 1941 году на ЗИСе был собран второй экземпляр ЗИС-101Э, но уже было понятно, что эта работа носит тупиковый характер и требуется радикально пересмотреть технический проект бронелимузина. В мае 1941 года были начаты работы по новому бронированному лимузину, получившему обозначение ЗИС-101С ("С" - специальный). Этот автомобиль также, чтобы не привлекать внимания, внешне должен был быть аналогичен уже выпускавшемуся ЗИС-101А. На ЗИС-101С предполагалось использование более мощного 12-цилиндровго V-образного двигателя по образцу "паккарда", который предстояло спроектировать ЗИСу. Помимо двигателя, конструкторам предстояло заново разработать рулевое управление, раму, топливную и выхлопную системы, электрооборудование.
Работы над бронированным лимузином длились вплоть до остановки автозавода в октябре 1941 года и были прерваны в связи с эвакуацией, но уже в мае 1942 года приказом по заводу возобновлялась работа над ЗИС-101С. При этом первые два опытных образца ЗИС-101С предполагалось собрать уже к февралю 1943 года, а всего планировалось собрать 10 автомобилей ЗИС-101С (впоследствии планируемый тираж был увеличен до 15 экземпляров). Для ускорения работ над новым автомобилем, планировалось максимально использовать импортные агрегаты - в частности, вместо так и не построенного двигателя V-12, необходимо было адаптировать в конструкцию новейший на тот момент рядный восьмицилиндровый двигатель Packard.
Параллельно работе над ЗИС-101С, Приказом Народного комиссара среднего машиностроения СССР С.А. Акопова №М-498с от 14 сентября 1942 года автозаводу им.Сталина предписывалось "приступить к конструкторским и технологическим работам по производству легкового автомобиля высшего класса", разработка которого изначально предполагалась "...в двух модификациях, в первую очередь машин с усиленным специальным кузовом..." По сути, ЗИС-101С этим приказом отводилась роль временной модели, которую через пару лет должна была сменить новая машина. Впрочем, несмотря на строгий контроль за ходом работ со стороны НКВД и лично Н.С. Власика, ни одного экземпляра ЗИС-101С так и не было построено - все силы были брошены на будущий бронированный ЗИС-110С. |