ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-110А

Минимум один из изготовленных в 1947 году ЗИС-110А имел характерную двухцветную окраску.
7 сентября того же года широкая публика могла увидеть эту машину в колонне автозавода на праздновании 800-летия Москвы.

Основным отличием ЗИС-110А от лимузина стали медицинский салон с носилками и большая пятая дверь, устанавливаемая вместо крышки багажника и задней стенки салона.

Большая часть из выпущенных ЗИС-110А, как правило, была окрашена в светло-бежевый цвет.

Но светло-бежевый цвет не был единственным возможным для ЗИС-110А.
При этом бывали и двухцветные варианты окраски, если в том или ином городе была принята такая цветографическая схема для автомобилей скорой помощи.

Предположительно, на фото машина из медсанчасти ЗИЛ. Эта снимки сделаны зимой 1956-1957 годов – 26 июня 1956 года автозавод имени Сталина был переименован в автозавод имени И.А. Лихачева. Соответственно изменилась и аббревиатура в названии продукции.

Установка радиостанций на ЗИС-110А была довольно распространенным явлением.

Несмотря на свой малый тираж, ЗИС-110А использовался в СССР для обслуживания всех слоев населения и не являлся большой редкостью на улицах крупных городов.

Кроме того, в 1956 году ЗИС-110А стал одним из экспонатов проводившейся в г.Ухань (Китай) Выставки экономических и культурных достижений СССР (на фото слева).

    Первая попытка разработать специализированный автомобиль скорой медицинской помощи на базе лимузина высшего класса была предпринята на московском автозаводе им. Сталина еще перед войной – по проекту И.Ф. Германа, при активном содействии докторов А.С. Пучкова и А.М. Нечаева, автозаводом на базе ЗИС-101А был разработан проект санитарного автомобиля, получивший обозначение ЗИС-105. Считается, что было построено не более двух образцов этой модели, один из которых с сопроводительным комплектом документации впоследствии был передан в мастерские Мосздравотдела для организации серийного выпуска таких автомобилей путем переделки как из уже имевшихся в его распоряжении стандартных лимузинов, так и из вновь поступающих ЗИСов. Сам же автозавод развернуть до войны серийное производство этой модификации не успел.
    После войны московский автозавод вновь вернулся к вопросу создания автомобилей скорой помощи, но уже на базе нового послевоенного семейства легковых автомобилей ЗИС-110 – медицинское исполнение сразу закладывалось в ряд планировавшихся к разработке модификаций базового автомобиля семейства и, будучи первым по списку, получило обозначение ЗИС-110А. Отдельно стоит отметить, что обозначение ЗИС-110А присутствовало в основном в конструкторской документации, но в иных документах, включая технические справочники, внутризаводскую и отраслевую переписку, литера «А» практически не применялась и автомобиль обычно именовался как «ЗИС-110 санитарный». Более того, на заводских табличках, устанавливавшихся на этот автомобиль, и вовсе выбивалось обозначение модели «110с» («с» - санитарный).
    По сравнению с лимузином ЗИС-110, кузов медицинской модификации был заметно переработан. Главным его отличием стала поднимающаяся вверх большая пятая дверь, устанавливаемая вместо крышки багажника и задней стенки салона лимузина и доходившая до крыши автомобиля, формально превращая ЗИС-110А в универсал, несмотря на сохранение прежней геометрии кузова. Запасное колесо, возимое у ЗИС-110 в багажнике, у ЗИС-110А размещалось под медицинским салоном в изолированном от салона отсеке, для доступа в который был предусмотрен отдельный открывающийся вверх лючок под пятой дверью. Все эти изменения стали достаточным основанием для присвоения кузову медицинской модификации отдельного индекса – ЗИС-140А.
    Внутри кузова ЗИС-110А имелась перегородка, разделяющая его пространство на кабину водителя и медицинский салон. В медицинском салоне левее от продольной оси машины был обустроен своего рода подиум, на котором размещались выдвижные носилки с больным, а под ним был обустроен рундук для хранения медицинских принадлежностей. Задняя левая дверь при этом была за ненадобностью заглушена. Справа от подиума были установлены друг за другом два складных сиденья для сопровождающих. Чтобы оградить пациента от излишнего внимания со стороны, окна медицинского салона прикрывались шторами. ЗИС-110А не комплектовались радиоприемниками, но нередко силами эксплуатирующих организаций оснащались радиостанциями для оперативной связи выездных бригад с подстанцией. В большинстве случаев машины окрашивались в светло-бежевый цвет с нанесением соответствующих надписей на подоконной линии кузова, а для выделения автомобиля в транспортном потоке на крышу машины над ветровым стеклом устанавливался сигнальный фонарь с красным крестом. Помимо этого, знак красного креста наносился также на правом ветровом стекле, посередине заднего окна и на стеклах задних боковых дверей.
    Первые два опытных образца ЗИС-110А были собраны в 1947 году и в дальнейшем выпуск этого медицинского автомобиля осуществлялся небольшими партиями в 1949 и 1951 годах, а также на протяжении 1953-1957 годов, после чего их производство было прекращено в связи с прекращением выпуска всего семейства ЗИС-110. В основном ЗИС-110А эксплуатировались в крупных городах СССР, таких как Москва, Ленинград, Киев и еще нескольких, имевших развитую дорожную сеть с твердым покрытием.
    Общее количество выпущенных за все время ЗИС-110А составило 48 экземпляров.



    В августе-сентябре 2015 года брендом DIP-Models в продажу была выпущена модель санитарного ЗИС-110 в трех вариантах окраски – "классический" светло-бежевый (артикул 111030), серый (артикул 111031) и черный (артикул 111032). Тираж каждого из этих трех вариантов модели составил 180, 72 и 96 экземпляров, соответственно. Позднее, в конце 2017 года, тиражом 96 экземпляров был выпущен еще один вариант ЗИС-110А (артикул 111033), отличавшийся от ранее вышедших фарой-искателем модели ФГ-16 на крыше, утеплителями на радиаторе и измененным шрифтом надписи (на фото справа).


    Из малотиражных производителей основным производителем модели ЗИС-110А в конце 1990-ых и начале 2000-ых годов была, пожалуй, николаевская мастерская ALF, растиражировавшая свою модель (на фото) в количестве нескольких десятков экземпляров.


    Помимо представленных, модели санитарных 110-ых ЗИСов изготавливались также мастерскими AD Hand-Models Built (на фото слева), "Херсон-Моделс" (на двух фото в центре предлагавшийся мастерской санитарный ЗИС-110, но не ЗИС-110А - такие в жизни не были редкостью) и "Русский вариант" (на двух фото справа).


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 01 апреля 2005 года          
Последняя редакция - 10 сентября 2025 года