Второй раз к установке односкатных колес на ЗИС-151 вернулись при проектировании бронетранспортеров ЗИС-152, которые изначально имели такую ошиновку. Для БТРов были разработаны новые колеса большего размера (10,5-20 вместо 8,25-20) и мосты с измененной ступичной частью. Новые мосты и колеса в качестве эксперимента установили на ЗИС-151 в 1952 году.
В результате проведенных испытаний выяснилось, что автомобиль ЗИС-151 в таком исполнении имеет не только лучшую проходимость (особенно по снегу и песку), но и меньшую собственную массу по сравнению с серийной двускатной машиной. В то же время, он проигрывал серийному ЗИС-151 на влажных мягких и травянистых грунтах (луговинах). Пытаясь улучшить проходимость бронетранспортера, конструкторы Московского автозавода снабдили его системой централизованной подкачки колес, заимствованной от амфибий ЗИС-485. Следующим шагом была установка такой же системы на грузовик ЗИС-151.
Так как для экспериментальных целей были использованы шасси ЗИС-121, а не комплектные грузовики ЗИС-151, то машины "с подкачкой" получили наименование ЗИС-121В. Перед конструкторами стояла задача не только улучшить проходимость машин, но и значительно повысить их эксплуатационные характеристики - в частности, поднять грузоподъемность на грунтовых дорогах до 3500 кг (у серийных ЗИС-151 - 2500 кг).
В 1953 году построили три экспериментальных грузовика ЗИС-121В. Все они были оснащены новыми шинами, выдерживающими движение с минимальным давлением. При этом, на образце №2 стояли шины увеличенного,по сравнению с другими образцами, размера. Кроме того, №2 по требованию военных был оснащен открытой кабиной с мягким брезентовым верхом. Машину в таком варианте предполагалось использовать в качестве специального военного артиллерийского тягача, поэтому и испытания она проходила в сцепе с тяжелым двухосным прицепом.
Текст - Максим Шелепенков |