Продолжением проекта ЗИС-121В стали автомобили ЗИС-128. Их задумывали как машины с повышенными техническими характеристиками (грузоподъемность, проходимость, ресурс и т.д.) по отношению к уже выпускавшимся.
Новые машины были построены в 1954-1956 годах в двух основных вариантах: артиллерийский тягач ЗИС-128 и транспортный грузовик ЗИС-128А. В качестве эксперимента на прототипах в разное время устанавливались различные агрегаты, в том числе серийные двигатели со степенью сжатия 6,0 и 6,5, а также опытный рядный верхнеклапанный двигатель ЗИС-123ВК мощностью 114 л.с. В 1956 году на одном из автомобилей был впервые установлен экспериментальный образец перспективного силового агрегата V8 - эта модель послужила предтечей ЗИЛ-131.
Грузовики ЗИС-128 оснащались новыми узлами и деталями: коробкой передач и раздаточной коробкой, средним проходным мостом, блокируемыми дифференциалами, компактной лебедкой, оперением кабины унифицированного с грузовиками ЗИС-150М и капотом аллигаторного типа с быстросъемными боковинами.
Транспортный грузовик ЗИС-128А по отношению к ЗИС-128 являлся его упрощенной модификацией. На нем отсутствовали централизованная система подкачки шин, лебедка, устанавливалась стандартная закрытая кабина. Самое главное, на машине была изменена компоновка шасси - запасное колесо было перенесено из-за кабины на раму, установлена бортовая платформа увеличенного размера.
Хотя машины семейства ЗИС-128 так и остались опытными образцами, в какой-то мере они стали этапными для завода. В дальнейшем фактически все отработанные на них нововведения так или иначе были внедрены на серийных автомобилях. В частности, компоновка транспортного ЗИС-128А впоследствии была использована на машинах ЗИЛ-157.
Текст - Максим Шелепенков |