Необходимо признать, что грузовой автомобиль ЗИС-150 стал самым неудачным за всю историю предприятия – созданный во время войны в очень сжатые сроки, толком не испытанный (до освоения серийного производства построено всего три опытных образца) и не доведенный до приемлемого уровня надежности (слабая рама, проблемы с передней подвеской, недостаточная износостойкость двигателя), к тому же содержащий ряд сомнительных конструкционных решений (длинный карданный вал без промежуточной опоры, тяжелое рулевое управление и т.д.), грузовик ЗИС-150 вызывал справедливые нарекания со стороны эксплуатантов. Особенно резко недостатки ЗИС-150 выделялись на фоне очень удачного горьковского грузовика ГАЗ-51, к которому практически не было претензий.
Для исправления сложившейся ситуации в начале 50-х годов были начаты работы по модернизации грузовика. В июне 1951 года была изготовлена партия из пяти модернизированных машин ЗИС-150М, из которых два получили изменённое оперение и капот аллигаторного типа (на снимках во втором ряду). В свою очередь, один из этих двух автомобилей был укомплектован однодисковым сцеплением и коробкой передач с синхронизаторами на IV и V передачах.
При сохранении той же грузоподъемности, что и базовый вариант, модернизированные машины получили двигатель мощностью 95 л.с., блок цилиндров которого был отлит из титано-медистого чугуна. Двигатель и радиатор устанавливались на круглых резиновых подушках. Также автомобиль получил плавающий маслоприёмник, тормозной кран с увеличенным проходным сечением, два карданных вала (основной и промежуточный) с промежуточной опорой, задний мост с балкой с вертикальной привалочной поверхностью редуктора, усиленную раму, рулевое управление с увеличенным передаточным отношением, переднюю подвеску с удлинёнными рессорами и гидравлическими амортизаторами, стартер с механическим приводом включения, указатели поворота, светоотражатели, габаритные брусья платформы, крепление поперечных брусьев платформы к продольным хомутами и ряд других усовершенствований. Помимо этого, кабина обновленных машин получила штатный отопитель (до этого не устанавливался вовсе) с системой обдува ветровых стекол, предохраняющей их от запотевания и обмерзания, ветровую рамку с двумя открывающимися стеклами, новое сиденье водителя с регулируемой спинкой.
Дальнейшие работы над модернизацией машин текущего производства свелись к созданию грузового автомобиля ЗИС-150В (предтеча будущего ЗИЛ-164).
Текст - Максим Шелепенков |