В рамках работ по повышению грузоподъемности выпускаемых автомобилей, с учетом результатов испытаний опытного ЗИС-125, на Московском автомобильном заводе в 1954 году был построен еще один опытный автомобиль грузоподъемностью 5 тонн – ЗИС-150М (название унаследовано от проекта модернизации ЗИС-150 1951 года).
На машине ЗИС-150М образца 1954 года была пересмотрена компоновка шасси – была введена доработанная рама с прямыми лонжеронами, кабина и двигатель несколько сместились вперед, колесная базу автомобиля была сокращена на 200 мм (с 4000 мм до 3800 мм). Эти меры позволили несколько перераспределить нагрузку между осями, а главное – сократить длину карданной передачи и повысить её надежность без введения в конструкцию машины промежуточной опоры.
Кабина нового ЗИС-150М осталась та же, что на серийной машине, но получила новый капот аллигаторного типа с быстросъемными боковинами, крылья упрощенного типа с усиливающими подштамповками и встроенными фарами и подфарниками, новый штампованный бампер с закругленными углами. Планировалось также установить поворотные форточки в дверях кабины, но к моменту постройки опытного образца воплотить эту идею не успели. Все эти элементы кабины и оперения планировалось унифицировать с автомобилем повышенной проходимости ЗИС-128.
На машине ЗИС-150М образца 1954 года также были применены: двигатель мощностью 95 л.с, радиатор с увеличенной лобовой площадью, диффузором и поперечным расположением створок жалюзи, масляный радиатор, однодисковое сцепление, пятискоростная коробка передач (с синхронизаторами на всех передачах) с изменёнными передаточными числами и прямой V-ой передачей, передняя подвеска с удлинёнными рессорами и гидравлическими амортизаторами, новый тормозной кран, тормозной кран прицепа и клапан быстрого оттормаживания для работы грузовика в составе автопоезда, ручной тормоз оригинальной конструкции с приводом на тормозные колодки задних колёс, второй ресивер, грузовая платформа с металлическим основанием, шины большего диаметра размера 10,00-20" с повышенной грузоподъемностью.
В дальнейшем этот проект 5-тонного грузовика, но с более прогрессивным V-образным двигателем и новой трехместной кабиной, переродился в хорошо известный сегодня грузовик ЗИЛ-130.
Текст - Максим Шелепенков |