В июне 1953 года были построены два модернизированных бортовых грузовика с форсированным двигателем ЗИС-121 мощностью 110 л.с., уменьшенным задним свесом (платформа сдвинута вплотную к кабине, единственное запасное колесо перемещено под платформу), двускатной ошиновкой и дополнительным бензобаком ёмкостью 60 л под сиденьями. Один из автомобилей был укомплектован лебедкой.
В 1954 году эти автомобили были перестроены: установлены форсированные двигатели ЗИС-121Г (из-за чего в литературе эти автомобили также иногда называют ЗИС-121Г или "ЗИС-151 модернизированный") мощностью 115-120 л.с. при 2700-2800 об/мин с алюминиевыми головками блоков цилиндров с повышенной степенью сжатия, новыми карбюраторами и измененными впускными и выпускными патрубками увеличенного сечения. Кроме того, на этих перестроенных автомобилях была применена односкатная ошиновка с шинами 9,75-18" (шины и диски колес были взяты от автомобилей ГАЗ-63).
У ЗИС-121Г, при неизменных размерах бортовой платформы, стал короче задний свес (что положительно отразилось на геометрической проходимости машины) и в лучшую сторону перераспределились нагрузки по осям, что также сказалось на проходимости грузовика. Централизованной системы подкачки колес эти машины не имели. Интересно, что на одном из опытных образцов ЗИС-121Г отрабатывалась мигающая световая сигнализация указателей поворотов - до этого грузовые автомобили ЗИС такой системой не оснащались, а подфарники на крыльях выполняли функцию габаритных огней, а вовсе не указателей поворотов.
Из недостатков был отмечен перегруз шин автомобиля, что вызывало их преждевременный выход из строя. В дальнейшем было рекомендовано разработать для ЗИС-121Г с повышенными грузоподъемностью и ходимостью, размерностью не менее 12,00-18.
Впоследствии машины ЗИС-121Г послужили непосредственными прототипами автомобилей семейства ЗИЛ-157.
Текст - Максим Шелепенков |