ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-153

ЗИС-153, 1949 год

ЗИС-153, 1950 год

    Первый экземпляр полугусеничного автомобиля для перевозки грузов в условиях бездорожья был построен в 1949 году с использованием двигателя ЗИС-120 и агрегатов грузовика ЗИС-150. На испытаниях первый образец продемонстрировал недостаточную жесткость стандартной рамы грузовика. Поэтому в следующем, 1950 году, сушествующий опытный образец ЗИС-153 коренным образом перестроили и дополнительно изготовили два новых прототипа ЗИС-153 с применением оригинальной рамы с коробчатыми лонжеронами и трубчатыми поперечинами, которая обеспечивала более высокую жесткость. Все агрегаты для обновленной полугусеничной машины (четырехскоростная коробка передач с демультипликатором в одном картере, главная передача, двойной дифференциал, бортовая передача), за исключением двигателя (ЗИС-123 мощностью 110 л.с.) и частично рулевого управлени, спроектировали заново, для работы в самых тяжелых условиях.
    На один из опытных образцов ЗИС-153 в 1951 году разработали и установили гидромеханическую передачу, значительно облегчившую управление полугусеничной машиной за счет сокращения переключений передач и повысившую ее проходимость, так как при переключении передач не происходило разрыва мощности. Также гидромеханическая передача предотвращала заглохание двигаетля, поскольку между мотором и гусеницами отсутствовала жесткая связь. Но ввиду большого потребного диапазона передач на машинах такого типа, помимо гидромеханической передачи, на ней последовательно была установлена трехскоростная механическая коробка передач.
    В целом, во время испытаний полугусеничные автомобили ЗИС-153 продемонстрировали проходимость выше, чем у полноприводных машин ГАЗ-63 и ЗИС-151, особенно на грунтовых дорогах послеобильных дождей. Тем не менее, все три опытных образца полугусеничных автомобилей показали крайне низкую надежность. Выявился и ряд неустранимых дефектов конструкции - в частности, посредственная управляемость: при попытках совершения более резких маневров неизбежно происходило спадание гусениц. Кроме того, в результате проведенных испытаний ЗИС-153, был выявлен крайне высокий износ гусеничного движителя в условиях бездорожья.
    В 1952 году все работы по ЗИС-153 были прекращены, а сам индекс "153" впоследствии был присвоен опытному шестиколесному плавающему бронетранспортеру ЗИЛ-153.

Текст - Максим Шелепенков




    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 01 сентября 2005 года          
Последняя редакция - 03 января 2017 года