В 1949 году началось мелкосерийное, а с 1 мая 1951 года серийное производство газобаллонной версии грузовика ЗИС-150 – ЗИС-156 (индекс присвоен 23 июля 1949 года). Автомобиль предназначался для работы на сжатом газе и бензине А-66 и оснащался двигателем ЗИС-120Д мощностью 73 л.с. (с ограничителем) при 2400 об/мин, со степенью сжатия 6,0 и максимальным крутящим моментом 26 кГм при 1100-1200 об/мин при работе на газе и соответственно 90 л.с. и 30,5 кГм при работе на бензине.
В состав газового оборудования входили:
– восемь газовых баллонов ёмкостью по 50 л (общий объём 80 м3);
– наполнительный вентиль;
– баллонный запорный вентиль;
– магистральный запорный вентиль;
– подогреватель газа, работавший от выпускной системы двигателя;
– двухступенчатый газовый редуктор МКЗ-НАМИ с сетчатым фильтром;
– карбюратор-смеситель МКЗ-14Д;
– манометр редуктора низкого давления МТ-60 на 8 кгс/см2;
– манометр баллонный высокого давления МТ-60 на 300 кгс/см2;
– газовая арматура (трубопроводы, тройники и прочие соединительные детали).
Газовые баллоны располагались под платформой и были разделены на две группы (пять баллонов за кабиной поперёк рамы и три вдоль рамы в её задней части, между продольными брусьями платформы), последовательно соединённых между собой в одну секцию. Наполнительный вентиль ввёртывался в крестовину среднего баллона передней секции, баллонный вентиль – в тройник на первом баллоне. Горловины баллонов передней секции монтировались с правой стороны, горловины задней секции – спереди. Для предохранения от повреждений короткие участки межбаллонных трубопроводов снабжались компенсационными витками.
Газовый редуктор с фильтром в сборе и магистральный вентиль монтировались в моторном отсеке слева под капотом на передней стенке кабины, подогреватель – на выхлопной трубе двигателя у коллектора, манометры – в общем кронштейне сверху щитка приборов (редукторный низкого давления левый, баллонный высокого давления правый). Маховичок магистрального вентиля выводился в кабину.
В первую ступень редуктора для сжатого газа ставились шариковый клапан и пружина из проволоки диаметром 4 мм, сжимавшейся на 10 мм под усилием 64 кг. Диаметр гнезда канала редуктора под клапан составлял 4 мм. Дозировка количества газа, поступавшего из редуктора в карбюратор-смеситель, осуществлялась золотниковым дозирующим устройством редуктора, состоявшим из неподвижной обоймы и вращающегося дискового золотника с рычагом, имевших по три отверстия диаметром 12 мм, находившимся сбоку редуктора.
В связи с установкой газовых баллонов изменилась конструкция топливного бака в сборе, а также приёмной трубки и трубки от бака к фильтру-отстойнику бензина. Вместо болтов крепления переднего и заднего кронштейнов бензобака 201542-П длиной 35 мм использованы болты 201544-П длиной 40 мм.
Кабина машины, вследствие наличия на передней стенке двух отверстий для кронштейна крепления и отверстия для прохода шпинделя магистрального вентиля, двух кронштейнов крепления газового редуктора с фильтром, скоб крепления газопроводов, идущих от редуктора к карбюратору-смесителю и впускному трубопроводу, а также отверстий для монтажа кронштейна манометров и просечек для трубок манометров на внутренней верхней панели передка, носила собственный индекс ЗИС-160Д.
Запасное колесо из-за недостатка места крепилось на откидном держателе под задней частью рамы. Шасси автомобиля получило наименование ЗИС-120Д.
В связи с размещением газовых баллонов под кузовом применён укороченный левый продольный брус, сделаны вырезы для трёх баллонов в задних поперечных брусьях. Для компенсации ослабления поперечных брусьев введены стальные уголковые усилители, одной полкой прикреплённые к брусьям, а другой – к полу платформы. Изменённой платформе был присвоен индекс ЗИС-181Д.
Последовательно модернизируясь по основным узлам и агрегатам наряду с базовым грузовиком семейства, модернизация его газобаллонной версии имела и некоторые отличия, связанные с особенностями конструкции: c апреля 1950 года ЗИС-156 стал оснащаться карбюратором-смесителем МКЗ-К-80Д. Одновременно были введены новые привод воздушной заслонки, привод дроссельной заслонки, впускной и выпускной газопровод и воздушный фильтр ВМ-9, обеспечивавший лучшую очистку воздуха и устранение расплёскивания масла из масляной ванны, а также трубка от бензонасоса к карбюратору.
Со второй половины 1951 года на ЗИС-156 начал монтироваться усовершенствованный универсальный газовый редуктор МКЗ-НАМИ с экономайзерным устройством для автоматического обогащения рабочей смеси при полной нагрузке двигателя, по причине чего был упразднён обратный клапан редуктора.
Во второй половине 1952 года внесены следующие изменения в детали и узлы газобаллонного ЗИС-156:
– в целях улучшения конструкции подвески газовых баллонов для получения возможности производить подсборку секций баллонов вне главного конвейера были внедрены новые правая и левая пластины крепления и поперечины крепления газовых баллонов;
– для предотвращения поломок трубок, которыми газовые баллоны соединялись между собой, при перекосах рамы при работе в условиях бездорожья, введены составные межбаллонные трубопроводы длиной до 2 м с проходными штуцерами и ниппельными соединениями с обеих сторон, вследствие чего значительно увеличилась их эластичность, при этом горловины соседних баллонов были развёрнуты на 180° по отношению друг к другу, причём расположение наполнительного и баллонного вентилей не изменилось;
– в связи с увеличением длины межбаллонных трубопроводов и повышения их эластичности, последние стали изготавливаться без компенсационных витков;
Также для предохранения газовых баллонов от чрезмерного нагрева отработанными газами двигателя взамен стандартного глушителя от грузовика ЗИС-150 с привариваемым коротким выхлопным патрубком был внедрён глушитель от автобуса ЗИС-154 с крепившейся к нему хомутом со стремянкой с гайками и шайбами удлинённой выпускной трубой, выводившейся в заднюю часть машины, вследствие чего добавились передний, средний и задний кронштейны выпускной трубы со стремянками и элементами крепления (болтами, шайбами и гайками).
В 1953 году:
– введены латунные вставки в корпус газового редуктора;
– в целях устранения износа торца штока клапана первой ступени редуктора внедрено шарнирное соединение штока с рычагом клапана, до этого хвостовик клапана своим острым конусным концом непосредственно упирался в рычаг.
В ноябре 1956 года, в связи с изменением конструкции впускного и выпускного газопровода, поменялось устройство подогревателя сжатого газа.
ЗИС-156 (со второго полугодия 1956 года, в связи с переименованием завода ЗИС, грузовик получил новое обозначение - ЗИЛ-156) выпускался до 1957 года.
Текст - Юрий Воробьёв |