ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-17

Некоторые варианты дизайна автобуса с кузовом вагонной компоновки, предложенные Ю.А. Долматовским

ЗИС-17 в своем окончательном газогенераторном варианте

    Одной из машин, планировавшихся к выпуску в рамках перспективного семейства ЗИС-15 должен был стать автобус с кузовом вагонной компоновки, получивший индекс ЗИС-17.
    Главным новшеством ЗИС-17 являлась именно его компоновка. Это не был первый в СССР автобус с кузовом вагонной компоновки (уже существовали автобусы НИИГТ и НАТИ-А), но это был первый автобус такого типа для ЗИСа, до сих пор строившего машины только капотной схемы. Конструктивно автобус представлял собой шасси с лонжеронной рамой, на которую был установлен деревометаллический (деревянный каркас, обшитый снаружи металлом) пассажирский кузов. При этом для передней части рамы ЗИС-17 была использована задняя часть от ЗИС-15, а задняя часть рамы автобуса, с изгибом над задним мостом, позволившим опустить уровень пола, была спроектирована заново. Кроме того, также для снижения уровня пола в салоне, ведущий мост от ЗИС-15 был перевернут на 180 градусов, что позволило опустить карданный вал. Шасси ЗИС-17 создавалось под руководством Б.М. Фиттермана, а за стилистику кузова отвечал Ю.А. Долматовский, разработавший на этапе проектирования шесть различных вариантов внешнего оформления кузова.
    По габаритам автобус в целом соответствовал выпускавшемуся на тот момент капотному ЗИС-16. Двигатель был установлен в передней части шасси, справа от водителя, а сам водитель фактически «сидел» на переднем левом колесе очень близко к передней стенке кузова (что и являлось причиной отсутствия отдельной водительской двери – конструктивно ее просто негде было разместить). Вследствие такой компоновки передняя ось оказалось серьезно перегруженной – примерно треть общего веса автобуса приходилась на оригинальную переднюю балку.
    Пассажировместимость ЗИС-17 составляла 40 человек, в том числе 32 сидячих и 8 стоячих пассажиров. Для доступа в салон использовались две открывавшиеся автоматически двери по правому борту. Водитель попадал на свое рабочее место через внутреннюю дверь в перегородке, отделявшей его салон от пассажирского. Боковые окна, как и на ЗИС-16, опускались в борт кузова.
    Шасси автобуса ЗИС-17 было изготовлено еще в 1939 году, однако в дальнейшем работы над ним были приостановлены, поскольку КЭО ЗИС в это время был перегружен военными заказами, да и агрегаты базового грузовика ЗИС-15, которые планировалось использовать в конструкции автобуса, проходили постоянную доработку по результатам испытаний и их конструкция ещё окончательно не утвердилась. К тому же, и работы по самому ЗИС-15 не считались приоритетными – эта машина являлась инициативной разработкой автозавода, создание которой не было обусловлено распоряжениями профильного наркомата. Работы по автобусу ЗИС-17 возобновились только в начале 1941 года, но вскоре были вновь прерваны начавшейся войной.
    Одним из направлений деятельности КЭО ЗИС в начале войны стала разработка газогенераторных установок для автомобилей, которым предстояло работать в тылу, экономя горючее для фронта. Поэтому автобус ЗИС-17 решено было достроить в качестве платформы для доводки конструкции газогенераторного оборудования.
    В сентябре 1941 года ЗИС-17 был закончен в газогенераторном варианте. Дизайн построенного автобуса сильно разнился от всех предложенных ранее Долматовским вариантов (сам он прекратил заниматься этим проектом еще в 1940 году, после того как работы по нему были заморожены). Впоследствии Ю.А. Долматовский с сожалением писал о ЗИС-17: "...опытный образец был закончен уже в годы войны без соответствия с чертежами внешней отделки и не может дать представления о замысле композиции". Особенно разительно отличался передок – примитивный, плоский, словно отрезанный, визуально перетяжеленный, с торчащим из него очистителем газогенераторной установки. Сама газогенераторная установка была смонтирована в задней части кузова, для чего специальной поперечной перегородкой был выгорожен отсек, забравший часть пространства у пассажирского салона и несколько сокративший пассажировместимость. Тем не менее, бункер установки был слишком велик и даже с этой перегородкой все равно частично выдавался внутрь пассажирского салона. Как бы то ни было, вряд ли всё это можно считать существенным ухудшением потребительских качеств автобуса – ведь с момента установки газогенератора ЗИС-17 стал для завода прежде всего ходовым макетом, предназначенным для отработки технических решений.
    Однако провести полноценный цикл испытаний не позволила последовавшая вскоре эвакуация ЗИСа. В своих воспоминаниях Б.М. Фиттерман, описывая эвакуацию КЭО, упоминает «очень низкие» (то есть, с малым клиренсом) импортные автобусы, но был ли среди эвакуируемых восьмидесяти машин и ЗИС-17, данных не имеется. Возможно, он оставался в Москве, наряду со вторым и третьим опытными образцами грузовика ЗИС-15. Впрочем, по другим данным, образец автобуса ЗИС-17 был и вовсе закончен только в 1942 году и поэтому не попал в эвакуацию.
    Учитывая эксплуатационные показатели получившейся машины, проведенная работа была признана неудовлетворительной. Вот что было позднее сказано в составленной на ЗИСе Аннотации на соискание Сталинской премии 1946 года за разработку автобуса ЗИС-154: «Еще до войны были проведены проектные работы, а во время войны был изготовлен автобус ЗИС-17, который является промежуточным типом между современным автобусом вагонного типа и автобусом, изготовленным на базе грузового автомобиля. Автобус ЗИС-17 в силу примитивной силовой схемы грузового автомобиля (расположение двигателя внутри пассажирского помещения, не автоматической трансмиссии и т.д.) значительно уступает по своим качествам современному автобусу.» Подчеркнем, сказано это было всего через пять лет после появления ЗИС-17 на свет – даже по меркам разрушенной войной страны ЗИС-17 не являлся приемлемым вариантом дальнейшего развития направления городских пассажирских автобусов.
    Как минимум, еще в 1943 году ЗИС-17 в своей газогенераторной версии существовал и был работоспособен – его фото можно увидеть в альбоме «Газогенераторный автомобиль ЗИС-41», где он сфотографирован на общем снимке вместе с другими газогенераторными машинами ЗИСа, построенными в 1941-1943 годах. Дальнейшие его следы теряются.

Текст - Дмитрий Боголюбов, Игорь Денисовец



    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 18 сентября 2005 года          
Последняя редакция - 29 июня 2023 года