ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-21

    Серийный газогенераторный автомобиль ЗИС-21 (1938-1941г.г.).
    ЗИС-21 представлял собой стандартный грузовик ЗИС-5 с газогенератором типа НАТИ Г-14. В отличие от ЗИС-13 камера сгорания ЗИС-21 выполнялась из дешевой малоуглеродистой стали с аллитированием (насыщением поверхностного слоя аллюминием). Газогнереторная установка ЗИС-21 изготавливалась на московском заводе "Комега". Сама установка была проще и надежней, чем у ЗИС-13, а ее масса составляла 440 кг. Высота бункера 1360 мм, диаметр - 502 мм. Вес чурок в объеме бункера - 80 кг.
    Газогенератор монтировался с правой стороны кабины и крепился к правому лонжерону рамы при помощи двух основных кронштейнов и одного вспомогательного. Ввиду отсутствия достаточного места для размещения газогенератора, пришлось сократить часть кабины со стороны пассажира - правая дверь была наполовину уже стандартной. Тем самым была сохранена длина его бортовой платформы.
    В связи с тем, что газогенератор, монтировавшийся с правой стороны автомобиля, имел большую массу, у ЗИС-21 была усиленна правая передня рессора - ставилимь листы толщиной 8 мм вместо штатных 6,5 мм. Охладители-очистители грубой очистки и охлаждения газа, состоящие из трех цилиндров, последовательно соединенных между собой, располагались поперек машины позади кабины под грузовой платформой. С левой стороны автомобиля у кабины устанавливался тонкий очиститель цилиндрической формы высотой 1810 мм и диаметром 384 мм. Для розжига газогенератора устанавливался центробежный вентилятор с приводом от электромотора. На автомобилях выпуска 1938 года вентилятор крепился к кронштейну правой подножки, а на ЗИС-21, выпущенных с 1939 года - к левой подножке автомобиля. ЗИС-21 с подкатной третьей осью
    Для ускоренного запуска двигателя и для маневрирования в пределах гаража на ЗИС-21 на моторном щите под капотом устанавливался бензобак емкостью 7,5 л. автомобиль имел радиатор увеличенного объема типа ЗИС-6.
    Всего было изготовлено 15445 экземпляров ЗИС-21.
    На рисунке справа представлен автомобиль с дополнительной третьей неведущей осью, изготавливаемый силами автохозяйств из, как правило, двух отслуживших свое грузовиков.


    На фотографиях представлены базовая модель ЗИС-21 и пожарный автомобиль на его базе, выпускаемые объединением ЛОМО-АВМ. У автора нет достоверной информации о существовании таких пожарных автомобилей на базе ЗИС-21.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу