ЗАВОД им.И.А. ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-22

    В 1939 году выпуск НАТИ-ВЗ на Ленинградском авторемонтном заводе №1 Глававторемонта был завершен и его производство было передано московскому ЗИСу, где машина получила новый индекс – ЗИС-22.
    Главным полигоном для опытной войсковой эксплуатации ЗИС-22 стала советско-финская война. Результаты этой эксплуатации оказалась весьма неоднозначными. Машины ругали за чрезмерный расход топлива, неудачной оказалась система фрикционного привода гусеничных лент. Он оказался очень сложным и ненадежным. В НАТИ, кстати говоря, предупреждали о необходимости его острожной эксплуатации, но это же военный грузовик и подобные рекомендации смотрелись весьма странно. Да и сами резинотканевые ленты, имевшие большое остаточное удлинение, подверглись резкой критике. По этой причине НАТИ начал работу над металлической лентой с резиновыми подушками, а НИИПР (Научно-Исследовательский Институт Резиновой Промышленности) разработал улучшенную резинотканевую ленту. В первом квартале 1940 года московский автозавод успел выпустить 200 экземпляров ЗИС-22 после чего его производство было остановлено до особого распоряжения.
    Проблема, впрочем, была не только в движителе. На испытаниях 1940 года, да и в войсках тоже, однозначно говорилось о недостаточной мощности силовой установки. С учетом того, что машина была тяжелее даже трехосного ЗИС-6, в снаряженном виде удельная мощность машины становилась равной 10 л.с. на тонну. Это очень маленький показатель, особенно на бездорожье. На испытаниях ЗИС-22 в 1940 году НИБТ Полигон констатировал, что проходимость ЗИС-6 с цепями "Оверолл" оказывалась ничуть не ниже полугусеничных вездеходов. А что по поводу ЗИС-22 говорили в войсках, можно догадываться. Аналогично ЗИС-33, эту машину изредка называли "вездестоем" и вообще предлагали переделать в ЗИС-5, ибо возила она, по большому счету, только саму себя. По этой причине в том же 1940 году начались работы по улучшенным моделям машины.
    Дальнейшие работы были развернуты в направлении создания машин с принудительным зацеплением гусениц – были построены опытные машины ЗИС-22Н, ЗИС-22-50 и ЗИС-22-52. А непосредственно ЗИС-22 до июля 1941 года было сдано дополнительно еще лишь несколько десятков экземпляров.

Текст - Юрий Пашолок
Канал на Яндекс.Дзен



    В сентябре 2018 года брендом "Наш Автопром" были начаты продажи модели ЗИС-22 в варианте стандартного бортового грузовика. Месяцем позже, в октябре того же года, до прилавков модельных магазинов добралась и модель в варианте передвижной авторемонтной мастерской (ПАРМ - на двух фото справа).


    Наиболее распространенной и востребованной моделью ЗИС-22 долгое время, до появления "Нашего Автопрома", являлась модель запорожской мастерской MiniClassic. Эта модель также предлагалась покупателям в двух вариантах - как с тентованной бортовой грузовой платформой, так и в варианте ПАРМ. Оба этих варианта выпускаются по настоящее время и могут быть изготовлены в том числе и в варианте со следами эксплуатации (пыль, грязь, потертости). Кроме того, существовали варианты бортового ЗИС-22 с установленными в кузове счетверенной установкой пулеметов "Максим" или 12,7-мм пулеметом ДШК, а также трофейный ЗИС-22 в цветах вермахта с установленной в кузове пушкой FLAK.


    На фотографиях представлены модели, выпускавшиеся объединением ЛОМО-АВМ. Для своего ЗИС-22 ЛОМО-АВМ использовало элементы гусеничной тележки от модели ГАЗ-60 производимого заводом "Двигатель". Достоверная информация об использовании ЗИС-22 в качестве транспорта на Крайнем Севере или в качестве шасси под пожарные надстройки отсутствует.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 16 января 2005 года          
Последняя редакция - 25 ноября 2022 года