ЗАВОД им.И.А. ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-30

    После проведенных испытаний автомобилей НАТИ, использовавших в качестве топлива сжатый газ, по этому же проекту М.В. Куприянова в 1938 году на опытном заводе НАТИ была изготовлена первая партия газобаллонного оборудования из 50 комплектов, аппаратуру питания поставил Куйбышевский карбюраторно-арматурный завод, а ГАЗ и ЗИС по чертежам НАТИ приступили к изготовлению газобаллонных автомобилей с использованием этого оборудования: ГАЗ начал выпуск модели ГАЗ-44, а ЗИС – модели ЗИС-30.
    ЗИС-30 от обычного ЗИС-5 отличался внешне лишь наличием крыльев на задних колесах и фальшбортами под грузовой платформой, которые прикрывали восемь баллонов с газом, вмещавшими совокупно 80 куб.м газа. Также для размещения баллонов ставились более высокие продольные брусья кузова. Вся газовая аппаратура питания была смонтирована под капотом автомобиля. ЗИС-30 получил двигатель с увеличенной степенью сжатия (5,3 вместо 4,6 – за счет применения другой головки блока цилиндров), что позволило минимизировать падение мощности при работе на газе на уровне около 10%. Также доработке подвергся карбюратор. На автомобилях первых выпусков устанавливался одноступенчатый одномембранный газовый редуктор НАТИ-СГ6. Позднее стал устанавливаться двухмембранный НАТИ-СГ19. Для заправки баллонов газом автомобиль оборудовался специальным наполнительным вентилем, установленным под кузовом на переднем поперечном брусе кузова. Вес газовой установки составлял 550 кг.
    Пробег ЗИС-30 на одной заправке при работе на коксовом и светильном газе составлял 120 км, на синтез-газе – 160 км, а на метане – 240 км. Несмотря на ограниченный запас хода автомобилей, работавших на газомоторном топливе, в отношении их массового выпуска у советского государства были самые серьезные планы – даже несмотря на тот факт, что газовая аппаратура была несовершенна, дешевизна газового топлива по сравнению с бензином открывала большие экономические перспективы для газобаллонного транспорта. Однако, в конечном итоге, выпуск газобаллонных автомобилей автозаводами СССР оказался крайне невелик в сравнении с бензиновыми машинами. В частности, объем выпуска ЗИС-30 составил всего 15 экземпляров – 9 штук в 1938 году и 6 штук в 1939 году.



    На фотографии представлена модель ЗИС-30, выпущенная компанией ЛОМО-АВМ.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 12 октября 2005 года          
Последняя редакция - 03 июля 2021 года