ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-33

ЗИС-33 схема     ЗИС-33 - наименование гусеничного движителя, которым мог комплектоваться серийный грузовик ЗИС-5. Партия ЗИС-33 в 1940 году прошла испытания зимой в боевых условиях во время финской войны.
    Идею применения такого движителя выдвинул в 1939 году Н.С.Хрущев, который был тогда Секретарем ЦК компартии Украины. Ему приходилось выезжать в войска во время занятия Западной Украины советскими войсками в 1939 году, где армейские грузовики вязли в раскисшей грязи. Поручение Хрущева было выполнено довольно быстро - первый автомобиль был готов уже 18 января 1940 года. Примерно в это же время аналогичная конструкция была создана и для ГАЗ-АА (получил наименование ГАЗ-65). ЗИС-33
    Набор катков, роликов и их осей крепился к раме. Между сдвоенными задними колесами (они играли роль главного опорного катка)фиксированно устанавливалась цепная шестерня, от которой цепью вращение передавалось подвешенной сзади под рамой ведущей звездочке. Она, в свою очередь, цевочным зацеплениемсоединялась с мелкозвенчатой металлической гусеницей. Движитель имел значительную массу (1322кг), но позволял ощутимо повысить проходимость стандартного грузовика.
    На фото слева представлен комплект ЗИС-33, на фото справа - немного отличный конструктивно комплект ЗИС-35ш.
    В силу ряда причин конструкция была признана неудачной и к ней уже не возвращались. После войны все ЗИС-33 передали колхозам, а те их переоборудовали в обычные грузовики, поскольку ЗИС-33 расходовал топлива втрое больше, чем ЗИС-5.


    Модель автомобиля ЗИС-35ш присутствует в производственной программе объединения ЛОМО-АВМ.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу