ЗАВОД им.И.А. ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-33

ЗИС-33 c гусеничным движителем в рабочем и демонтированном виде

Звуковещательная установка на шасси ЗИС-33

Одна из попыток уменьшить вес гусеничного движителя ЗИС-33 за счет укорачивания гусеницы, приводимой в движение ведущим колесом за счет сил трения

    Считается, что идею применения комплекта для переоборудования обычного колесного автомобиля на гусеничный ход выдвинул в 1939 году Н.С. Хрущев, возглавлявший в то время Компартию Украины и выезжавший в действующую армию во время присоединения к Украинской ССР восточной части Польши. Как вспоминал позднее Б.М. Фиттерман, назначенный Ведущим конструктором ЗИС-33, «В свою бытность секретарем ЦК КПУ Хрущев участвовал в осенних походах Красной Армии и лично наблюдал, как армейские части, укомплектованные только грузовиками ГАЗ-ММ и ЗИС-5, вязли в дорожной грязи. Шоферу Хрущева пришла в голову идея, которой он поделился с Никитой Сергеевичем — просто надеть на ЗИС-5 гусеничный ход танкового типа и немного переделать привод. Так можно будет обычный грузовик, считал водитель, переделать с минимальными затратами в вездеход. Идея выглядела очень простой, ясной и понравилась Хрущеву. Он надеялся, что с помощью таких дешевых вездеходов удастся еще решить задачу вывоза свеклы с колхозных полей, превращавшихся в октябре, ко времени сбора урожая, в сплошное черноземное месиво. Двое не очень грамотных, но очень смелых инженеров из свиты Никиты Сергеевича сделали соответственно идее водителя и шефа эскизы, оформили заказ на Харьковский машиностроительный завод. Там и переделали два ЗИС-5 на гусеничный ход. Потом послали их испытывать на военный полигон. Испытания провели наспех, но из почтения к автору идеи, в роли которого теперь выступал лично Никита Сергеевич, дали положительный отзыв. Этого оказалось достаточно, чтобы было принято решение о срочном налаживании на нашем заводе производства таких вездеходов.»
    В конце 1939 года из Харькова на ЗИС прибыли два опытных экземпляра вездехода. «Мы провели новые испытания образцов своими силами и быстро убедились в их практической непригодности из-за многих конструкторских дефектов, — вспоминал потом Борис Михайлович. — Но на ЗИС было оказано мощное давление сверху, приказано за 10 дней разработать чертежи для массового производства и еще за 18 начать поточный выпуск машин. Правительственное постановление нужно было выполнять. Мы приступили к работе 20 декабря и успели сделать все чертежи к 24 часам 31 декабря. Лихачев пришел нас поздравить с шампанским. Потом весь наркомат «поставили дыбом» и с помощью других заводов начали выпуск ЗИС-33 на конвейере.»
    Первый грузовик ЗИС-33 был готов уже 18 января 1940 года. Конструктивно схожий ГАЗ-65, параллельно разработанный в Горьком, был готов несколько позднее. Идея, положенная в основу конструкции этих двух автомобилей, состояла в следующем: набор опорных катков, натяжных роликов и их осей крепился к раме; между сдвоенными задними колесами каждой оси, игравшими роль еще одного опорного катка, устанавливалась кованая шестерня, от которой цепной передачей приводились подвешенные сзади под рамой ведущие звездочки, которые, в свою очередь, через цевочное зацепление приводили в движение металлические гусеницы. При демонтаже конструкции гусеница снималась и каретка с опорными катками фиксировалась в поднятом положении.
    Вес гусеничного движителя ЗИС-33 составил 1337 кг, на соответствующую величину уменьшив его грузоподъемность.
    Автобронетанковое управление Красной Армии проводило испытания ЗИС-33 с 19 по 29 февраля 1940 года в зимних условиях и 28-29 апреля того же года в условиях весенней распутицы. Итоги испытаний были неутешительны: выпадения траковых пальцев, пробуксовка цепной передачи при забивании снегом и связанная с этим порча зубьев на ведущей шестерне, перегрузки в трансмиссии, застревания машины «из-за плохой приспособляемости движителей и большого удельного давления под задними колесами из-за неравномерного распределения веса по длине опорной поверхности гусениц», частое сваливание гусениц при движении даже по небольшим уклонам, огромный расход топлива.
    По итогам испытаний ЗИС-33 был признан неудовлетворяющим требованиям армии. Собранные несколько тысяч экземпляров ЗИС-33 были разукомплектованы в обычные грузовики ЗИС-5.
    Предпринятые автозаводом попытки модернизации ЗИС-33 привели к созданию ЗИС-35 - полугусеничного автомобиля схожей концепции.



    Модель ЗИС-33 выпущена в 2019 году брендом "Наш Автопром".


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 16 января 2005 года          
Последняя редакция - 28 ноября 2020 года