Одним из проблемных пунктов советской программы самоходной артиллерии оказались зенитные самоходные артиллерийские установки. Первые из них появились еще в начале 1930-х годов, но каждый раз получались либо опытные машины, либо опытная серия из нескольких штук. Надо сказать, то похожая ситуация была почти по всему миру. К началу Второй мировой войны полноценный серийный выпуск ЗСУ смогли освоить только немцы. Это удалось благодаря наличию серийного выпуска полугусеничных тягачей – они наилучшим образом подходили для подобных разработок.
К началу июня 1941 года программа советской самоходной артиллерии предполагала, в том числе, и создание нескольких зенитных самоходных артиллерийских установок. Помимо зенитного танка на шасси Т-50, предполагалась легкая ЗСУ на базе шасси ГАЗ-62. После начала Великой Отечественной войны работы пошли по совсем иному направлению. За годы войны был создан целый ряд ЗСУ, некоторые из которых даже попали в серию. Впрочем, боевые машины специальной разработки так и остались опытными. Среди них оказалась и ЗИС-43, разработанная на Заводе им. Сталина в Москве.
В случае с ЗИС программа создания зенитной самоходной артиллерии имела наибольший успех. Дело в том, что в производстве имелся трехосный грузовой автомобиль ЗИС-6. Это шасси, путем небольших переделок, превращалось в платформу для установки 37-мм зенитной автоматической пушки 61-К. Изменения оказались не особо большими: переделывалась грузовая платформа, ставились укладки для обойм от зенитного орудия, также ставилось устройство для отключения рессор, чтобы орудие меньше трясло во время стрельбы.
Следует отметить, что первоначально приоритетной платформой стал полноприводной грузовик ЗИС-36. Испытания стрельбой 61-К, установленных на ЗИС-36 и ЗИС-32, прошли на НИБТ Полигоне в период с 7 по 9 июля 1941 года. По их итогам лучшей платформой посчитали ЗИС-36, но машину уже забраковали как тягач, поэтому было предложено использовать полноприводной грузовик ЗИС-32. Но и он пока отсутствовал – выпуск полноприводного "захара" начался лишь в сентябре 1941 года. В результате завод №4 уведомили еще в июле 1941 года, что временно будут поставляться шасси ЗИС-6. Сколько таких ЗСУ сделали, неизвестно, но вряд ли больше нескольких десятков. Тем не менее, они вполне воевали, а один образец ныне можно видеть в Музее отечественной военной истории.
К 1942 году ситуация оказалась крайне тяжелой. ЗИС-6, в связи с началом выпуска ЗИС-32 и слабой проходимостью, перестали выпускать уже к октябрю 1941 года. А там прекратился и выпуск ЗИС-32. За неимением ничего другого, проектирование шло по линии гусеничных шасси, но дальше опытных образцов дело не продвинулось. Между тем, 28 апреля 1942 года вышло постановление ГКО №1671с "О производстве полугусеничных автомашин ЗИС-42". Предполагалось, что первые ЗИС-42 сдадут в августе 1942 года, реально выпускать стали с октября.
ЗИС-42 был нужен, прежде всего, как артиллерийский тягач и ЗСУ на его базе изначально не планировалось. Этой темы нет в плане работ по Артиллерийскому Комитету ГАУ КА. Инициатором разработки стал И.А. Лихачев, директор ЗИС. Надо сказать, инициатива неожиданная, поскольку Лихачев обычно сторонился военной темы, опасаясь, что ЗИС превратят в танковый завод. Тем не менее, предложение о ЗСУ на базе ЗИС-42 пришло именно от него. Случилось это в первой половине ноября 1942 года, а уже 14 ноября из Арткома поступили тактико-технические требования на «самоходную установку 37 мм зенитной пушки на вездеходе ЗИС-42». Согласно им, расчет орудия прикрывался спереди и сбоку броней толщиной 10 мм. Бронировались также моторное отделение и кабина, требования оказались те же, что и к истребителю танков ЗИС-41 на схожей базе. Боекомплект составлял не менее 320 патронов калибра 37 мм, а экипаж - 6 человек.
Отдельно в требованиях указывалось на необходимость переделки кабины для создания комфортных условий для водителя (уже имелся отрицательный опыт ЗИС-41, где водитель и пулеметчик работали в крайне стесненных условиях). Также оговаривалась переделка воздуховодов моторного отделения и капота, что должно было обеспечить нормальный доступ к двигателю. ГАУ КА снова настаивало на том, что боевая масса машины не должна превышать 6,5 тонн. Как именно артиллеристы представляли себе снижение массы при ничуть не меньшем бронировании, чем у ЗИС-41, и требовании иметь у САУ платформу с бортами, сказать трудно.
На заводе тема ЗСУ получила индекс ЗИС-43. На сей раз это был индекс московского автозавода, а не Завода №92 им. Сталина (ЗИС-41 был их обозначением). Надо сказать, что завод с заданием по постройке опытного образца машины справился очень быстро. На Гороховецкий полигон ЗИС-43 прибыла уже к 15 декабря 1942 года. Для экономии времени и ресурсов кабину и бронировку зенитной установки изготовили из неброневой стали. Отчасти такая скорость объясняется тем, что на заводе №592 находился опытный образец ЗИС-41. Его можно было изучить и сделать аналогичную бронекабину.
Следует отметить, что ЗИС-43 не являлась простой переделкой ЗИС-41. Да, бронированные капсулы, защищающие кабину и моторное отделение, оказались похожи, но не более того. Судя по всему, в Москве услышали требования о необходимости улучшить условия работы экипажа. По крайней мере, на Гороховецком АНИОП замечаний насчет посадки экипажа в кабине не последовало. Переделали и бронировку моторного отделения, включая конструкцию жалюзи. Для удобства обслуживания силовой установки были предусмотрены люки в боковинах капота, а сверху – большой двустворчатый люк. Впрочем, как показали дальнейшие события, всё равно получилось "не очень". Отчасти это было связано с тем, что боевая масса ЗИС-43 составила 8750 кг. Это на 3,5 тонны больше, чем обычный ЗИС-42. Естественно, тепловой режим двигателя оказался далеким от идеала.
С точки зрения общей концепции ЗИС-43 мало чем отличалась от ЗСУ на базе ЗИС-6. Разница была лишь в шасси, а также в наличии бронировки зенитной установки. Экипаж составил не шесть а восемь человек. Боекомплект, в свою очередь, оказался меньше - 256 патронов вместо 320.
На испытания ЗИС-43 пришла своим ходом, пройдя от завода до Гороховецкого полигона 380 километров. Еще 500 километров самоходная установка преодолела в ходе испытаний, проходивших с 19 по 23 декабря. Двигатель машины дважды перегревался, но теперь выявилась и еще одна проблема. Во время движения температура в кабине достигала 40–50 градусов, пол перед сиденьем командира становился просто горячим. Если такое происходило в декабре при температуре -10°C, можно представить, что творилось бы летом.
Рост массы сказался на скоростных данных машины и расходе топлива. Быстрее 35 км/ч САУ не разгонялась, а средняя скорость движения по шоссе составила 29,3 км/ч. Это сопоставимо с опытным образцом ЗСУ СУ-11 на гусеничном шасси. При этом расход топлива вырос до 90 литров на 100 километров. По проселку была зафиксирована средняя скорость 19,5 км/ч, а расход топлива – 110 литров на 100 километров.
Результаты огневых испытаний в целом оказались схожими с теми, которые ранее продемонстрировала ЗИС-41. Точно так же пороховыми газами разбило фару. Высокий центр тяжести влиял на точность стрельбы, особенно при ведении огня вбок. Тем не менее, устойчивость системы признали достаточной. Кроме того, испытатели забраковали крепление орудия по-походному.
По итогам испытаний было дано следующее заключение:
«1. 37-мм автоматическая зенитная пушка, установленная на модернизированное шасси автомашины ЗИС-42, может быть предназначена для противовоздушной обороны мотомехсоединений в движении, вне сферы действия противотанковых средств противника. В силу своей подвижности и проходимости имеет основную задачу – прикрыть походное движение всех родов войск.
2. Большие габариты, слабая бронировка и меньшая проходимость, в сравнении с гусеничной машиной, не позволяют заменить ею 37 мм зенитную самоходную пушку, установленную на гусеничное шасси (по типу, разработанному заводом №38 НКТП).
3. Опытный образец 37 мм автоматической зенитной самоходной пушки, изготовленной автозаводом ЗИС, испытания в основном выдержал.
4. После исправления всех недочетов, указанных в отчете, как в артиллерийской, так и в самоходной части, комиссия рекомендует представленный образец для принятия на вооружение Красной Армии».
Судьба ЗИС-43 решилась очень быстро. Внимательно изучив итоги испытаний, в бронетанковом управлении (БТУ) ГАБТУ КА 5 января 1943 года внесли своё предложение. Поскольку главной проблемой стал перегруз машины, "танкисты" выдвинули простую идею. Заключалась она в том, что бронирование с кабины и орудия требовалось снять. Поскольку самоходная установка предназначалась для прикрытия частей на марше, броня ей была ни к чему. Это сразу же решало проблему перегрузки шасси. Получалась та же самая ЗСУ, что и на базе ЗИС-6, но с более высокой проходимостью. Судя по всему, такой вариант имел место, хотя снимков его не попадается. Что же касается опытного образца ЗИС-43, то весной 1943 года на ЗИС бронировку с него сняли и превратили в обычный ЗИС-42. Сделали это, к слову, без ведома ГАУ КА. И нельзя сказать, что завод оказался неправ. Армии была нужна не перегревающаяся опытная ЗСУ, а тягач, прежде всего для 122-мм гаубиц М-30.
Впрочем, начальник БТУ инженер-полковник Афонин снова поднял вопрос о машине, по концепции аналогичной ЗИС-41. Но дальше предложений дело на это раз не сдвинулось.
И все же Красная Армия получила полугусеничную САУ с 57-мм противотанковой пушкой, а позже и ЗСУ на полугусеничном шасси. Правда, назывались они GMC T48 и MGMC M17, и советские КБ к ним никакого отношения не имели – эти машины с конца 1943 года стали поставляться из США по программе ленд-лиза.
Текст - Юрий Пашолок
Канал на Яндекс.Дзен |