ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-АТ-8

    В качестве мощного быстроходного тягача, способного тянуть артиллерийские системы массой до 9 тонн, конструкторы Московского автозавода им.Сталина к весне 1943 года создали полугусеничный автомобиль ЗИС-АТ-8 с двумя двигателями ЗИС-16 суммарной мощностью 184 л.с. (по 92 л.с. каждый) и общим крутящим моментом до 60 кг/м. Испытания показали достаточный запас мощности тягача – ЗИС-АТ-8 довольно успешно использовался при буксировке при буксировке артиллерийских систем массой до 13 тонн (при наличии в кузове машины груза массой 2,5 тонны).
    Полугусеничная схема была выбрана из тех соображений, что она позволяла по максимуму использовать уже освоенные в производстве автомобильные детали и, в то же время, значительно повысить проходимость машины по сравнению со стандартными трехосными грузовиками.
    Каждый двигатель тягача через стандартную автомобильную трансмиссию передавал крутящий момент на одну из гусениц. При этом жесткой механической связи между самими гусеницами не было. Синхронизация работы двух моторов достигалась за счет специального рычажного дифференциального механизма, воздействовавшего на дроссельные заслонки карбюраторов. При повороте, соответственно, внутренний по отношению к центру поворота мотор несколько снижал мощность, а наружный ее пропорционально увеличивал, причем это происходило автоматически при помощи рулевого механизма.
    Управление сцеплениями, коробками передач и акселераторами было запараллелено и осуществлялось автоматически. А вот управление тормозами, наоборот, было раздельным, на правую и левую стороны – для облегчения поворота машины. В ходовой части гусеничного движителя использовались элементы легкого танка Т-70 – катки, подвеска, ленивец, ведущая звездочка и т.д.
    Испытания показали, что машина способна с артиллерийской системой на крюке передвигаться по дорогам со средней скоростью 20-21 км/ч, расходуя при этом 105 литров топлива на 100 км пути. Максимальный преодолеваемый подъем с прицепом – 20°, без прицепа – 34°.
    Основным недостатком ЗИС-АТ-8, который не позволил продолжить работы по данной машине, была невозможность добиться полностью синхронной работы двух двигателей из-за разобщенных трансмиссий. По этой причине, чтобы не втягиваться в длительный поиск способов синхронизации трансмиссий, была выдвинута идея оснастить машину только одним силовым агрегатом, существенно упростив этим ее конструкцию. Новая машина получила индекс ЗИС-АТ-3.

Текст - Максим Шелепенков




    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 10 декабря 2004 года          
Последняя редакция - 06 января 2023 года