Троллейбусный завод имени М.С. Урицкого

ЗИУ-5

Первый ЗИУ-5 постройки 1959 года

ЗИУ-5 из самых первых партий 1960 года.
Обращает на себя внимание логотип ЗиУ, аналогичный примененному на автобусе ЗИУ-6. Видимо, более удачным вариантом были признаны прежние "крылья", появившиеся еще на ТБУ-1, к которым впоследствии и вернулись.

ЗИУ-5, выпущенные до 1963 года:

ЗИУ-5 выпуска 1963-1965 годов:

ЗИУ-5 последних выпусков получили бездисковые колеса и маршрутоуказатель на заднем скате крыши (впрочем, кажется, он устанавливался не на все машины):

    В 1958 году завод имени Урицкого в развитие наработок по выпущенному небольшой серией троллейбуса ТБУ-1А приступил к проектированию новой модели ЗИУ-5 с улучшенными характеристиками. Новый троллейбус стилистически был схож ТБУ-1А, но отличался от предшественника другим художественным оформлением и иными пропорциями кузова. В частности, ЗИУ-5 получил заметно большую площадью остекления за счет увеличения ширины боковых окон и использования больших панорамных ветровых стекол. Увеличилась высота дверей ЗИУ-5 и изменилась планировка салона – за счет уменьшение количества сидячих пассажиров до 38 человек (у ТБУ-1А – 44 человека) сзади была организована большая накопительная площадка, благодаря чему общая предельная вместимость троллейбуса повысилась до 120 человек. Автоматические ширмовые двери размещались в переднем и заднем свесах машины, как и у ТБУ-1А, но их ширина была существенно увеличена, благодаря чему вход и выход пассажиров заметно облегчился. Было сохранено центральное размещение тягового электродвигателя, опробованное на ТБУ-1А (в отличие от ТБУ-1А, на ЗИУ-5 применялся двигатель ДК-207А). По-прежнему использовались колеса, ведущий мост и передняя ось от МАЗ-200. От ТБУ-1А была унаследована и величина колесной базы. Для облегчения труда водителя в конструкции рулевого управления был применен пневматический усилитель.
    Разумеется, кузов ЗИУ-5 также был несущим. В качестве несущих элементов основания были использованы коробчатые профили прямоугольного сечения, связанные штампованными стальными фермами. Снаружи металлический каркас кузова был обшит листовым дюралюминием, который приклепывался к несущим конструкциям. Изнутри салон обшивался тонколистовой фанерой, а впоследствии пластиком. В салоне ЗИУ-5 на перегородке кабины водителя даже устанавливались часы. Фанерный пол троллейбуса получил резиновое противоскользящее покрытие, а для доступа к узлам и агрегатам троллейбуса были предусмотрены люки в полу кузова.
    Первый опытный образец ЗИУ-5 появился в январе 1959 года. В марте эта машина поступила во 2-й троллейбусный парк Москвы, где проходила испытания без пассажиров до марта 1960 года, после чего, с 26 апреля, была выведена на маршрут 29. В 1960 году были построены уже 64 серийных машины. Впрочем, в эксплуатацию они в том году так и не поступили – из-за обнаруженных конструкторских недоработок потребовалась доработка уже построенных троллейбусов перед передачей их в троллейбусные парки. Полностью ЗИУ-5 вытеснил с конвейера МТБ-82Д лишь в июле 1961 года.
    В течение всего срока своего выпуска ЗИУ-5 постоянно модернизировался. Почти сразу после начала выпуска поменялись остекление задней части кузова троллейбуса (появилось одно большое окно вместо трех) и размеры форточек в боковых окнах, при этом откидные форточки уступили место сдвижным. В 1961 году вдвое сократилось количество потолочных светильников. В 1963 году пневматический стояночный тормоз уступил место более надежному механическому. Вскоре увеличилась высота форточек в боковых окнах, а в конце 1964 года появились вентиляционные прорези на передней панели троллейбуса. В конце выпуска ЗИУ-5, в 1965 году, появились два дополнительных вентиляционных люка в крыше, задний рейсоуказатель (на отсутствие которого указывалось еще в отчете об испытаниях ТБУ-1 за десять лет до этого), амперметр, надколесный стальной кожух и бездисковые колеса. Примерно в это же время были усилены дверные проемы и места крепления двигателя, а окраска кузовов стала осуществляться синтетическими эмалями.
    Следует отметить, что внутризаводские обозначения разных по времени этапов модернизации (ЗИУ-5А, ЗИУ-5Б, ЗИУ-5В) не попадали в сопроводительную техническую документацию и все троллейбусы 1960-1966 годов именовались ЗИУ-5.
    Выпуск ЗИУ-5 был прекращен в 1966 году, когда ему на смену пришел модернизированный троллейбус ЗИУ-5Г.



    В мае 2013 года коллекционеры смогли пополнить свои собрания первой промышленной моделью ЗИУ-5, которую выпустил бренд Classicbus. Эта модель копировала троллейбус последнего года выпуска – уже с маршрутоуказателем на заднем скате крыше, но еще со старыми колесами от МАЗ-200 – и была окрашена в два цвета: основной "морская волна" (аквамарин) и молочно-белый выше подоконной линии. Тираж модели составил 2000 экземпляров, но, несмотря на это, распродан был сравнительно быстро.
    В середине декабря 2016 года эта же модель ЗИУ-5 была повторно предложена коллекционерам сразу в двух вариантах окраски - бело-голубой, повторяющей схему окраски первой модели и в новой красно-белой цветографической схеме:


    В сентябре 2017 года Classicbus еще раз использовал форму ЗИУ-5, выпустив небольшим тиражом еще два варианта рацветки: бело-синюю (тираж – 200 экземпляров) и желто-синюю (тираж – 90 экземпляров), копирующую настоящий троллейбус из собрания Мосгортранса. Бело-синий вариант являлся копией троллейбуса, обслуживавшего маршрут "Б", проходивший по Садовому кольцу в Москве. В отличие от ранее выходивших, стеклоочистетели на этих моделях юыли выполнены методом фототравления:


    Наконец, в марте 2020 года брендом Classicbus еще раз были использованы прежние формы ЗИУ-5 и выпущены два новых варианта окраски (шестой и седьмой по счету). Бело-синий вариант, аналогичный по схеме окраски и оттенкам вышедшему тремя годами ранее московскому ЗИУ-5, на сей раз тоже копировал московский троллейбус, но уже 2-го троллейбусного парка, ходившего по маршруту 41 "стадион Локомотив-площадь Дзержинского". Бело-зеленая модель копировала эксплуатировавшийся в Калуге ЗИУ-5.

    В целом, до появления моделей Classicbus тема ЗИУ-5 в конце 1990-ых/начале 2000-ых годов была неплохо охвачена малосерийной херсонской мастерской "Вектор-моделс", выпускавшей модели этого троллейбуса разных периодов выпуска в течение многих лет и в довольно заметных количествах. Деталировка, конечно, соответствовала реалиям тех лет и поэтому вскоре после появления модели Classicbus выпуск модели ЗИУ-5 в Херсоне прекратился.


К другим моделям ЗИУ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 26 июля 2024 года          
Последняя редакция - 26 июля 2024 года