В первой половине 1990-ых годов на ЦАРЗ №172 был начат выпуск новой санитарно-эвакуационной машины АС66-01МП (ТС-39691), призванной компенсировать возникшую нехватку автомобилей АС-66МПП, производство которых московским военным заводом №96 было прекращено еще в 1990 году. Как и предшественник, АС66-01МП базировался на полноприводном шасси ГАЗ-66-11, но важным отличием стал примененный для перевозки людей кузов. Если на АС-66МПП использовались бескаркасные кузова К66, которые были заложены еще в первоначальном проекте санитарной машины, разработанной ОпЗ №38, то для АС66-01МП был взят за основу уже освоенный в производстве для гражданских заказчиков пассажирский вахтовый модуль ТС-3283 (несколько упрощенный аналог ТС-3964, разработанного в 1978 году львовским ВКЭИ Автобуспром и выпускавшегося в 1984-1994 годах на Нефтекамском заводе автосамосвалов).
Получившийся санитарный автомобиль не в полной мере отвечал всем предъявляемым к таким машинам тактико-техническим требованиям, но, ввиду отсутствия качественной альтернативы в 90-ых годах ХХ века, Министерство обороны РФ вынужденно приобретало такие машины для закрытия собственных потребностей в санитарном транспорте. Относительно АС-66МПП в худшую сторону у АС66-01МП изменилась герметичность кузова – взятый за основу гражданский модуль в значительной степени обессмысливал установку и применение фильтро-вентиляционной установки, обязательной для всех военных машин. Большие боковые окна кузова создавали сложности при соблюдении режима светомаскировки, а сам кузов был заметно меньше по внутренним размерам.
АС66-01МП мог перевозить шесть лежачих на носилках и четырех сидячих на откидных сиденьях или же только 12 сидячих раненых. У автомобиля изменился доступ в кузов относительно гражданского ТС-3283 – дверь в правой боковине кузова, ранее предназначавшаяся для посадки пассажиров, у АС66-01МП отсутствовала и посадка, включая погрузку носилок, осуществлялась при помощи съемной лестницы только через широкую двустворчатую заднюю дверь, заимствованную у грузо-пассажирского ТС-39641. При этом для открытия левой створки двери необходимо было отвернуть в сторону кронштейн с укрепленным на нем запасным колесом. |