ОАО "Львовский Автобусный Завод" (ОАО "ЛАЗ")

ЛАЗ-4202 и ЛАЗ-42021

    ЛАЗ-4202 и ЛАЗ-42021, наверное, самые неудачные автобусы Львовского автобусного завода. Началось всё с того, что в середине 70-х годов ХХ века появились опытные образцы городского автобуса ЛАЗ-4202 (фото1 - прототип). Испытания автобуса и запуск его в серийное производство заняли минимальное рекордное время и в 1978 году ЛАЗовцы уже рапортовали о его запуске в серийное производство. Почему была такая спешка - непонятно, видимо, стремились скорее освоить в производстве свой первый дизельный автобус. В результате автобус ЛАЗ-4202 выпускался в минимальных количествах и попадал в единичных экземплярах в различные автобусные парки (фото1, фото2), где обслуживание нового автобуса, а в особенности новейшего тогда дизеля КАМАЗ-7401-05 вызывало много вопросов. Много нареканий было на этом автобусе и на автоматическую гидромеханическую КПП "Львов". А минимальные короткие испытания не выявили низкой прочности кузова ЛАЗ-4202 - он быстро расшатывался и буквально за год-два разваливался. Средний срок службы первых ЛАЗ-4202 составлял в среднем три (!) года.
    Долго производство такой модели продолжаться не могло и в 1983 году ЛАЗ-4202 сняли с производства... заменив его пригородным автобусом ЛАЗ-42021 (фото3). По сути это был модернизированный ЛАЗ-4202 у которого постарались максимально укрепить слабый кузов и заменили автоматическую КПП на механическую. Внешне автобус изменился только сзади, так как узкий моторный капот тоже не понравился эксплуатационникам. В таком виде автобус получил намного большее распостранение, так как объёмы его выпуска были значительно увеличены. К концу 80-х годов XX века эксплуатация ЛАЗ-42021 уже не вызывала столько вопросов - дизель КАМАЗ стал почти "родным" для ремонтников из-за своего большого распостранения на одноименных грузовиках, а укреплённый кузов служил намного дольше (фото4, фото5, фото6, фото7, фото8, фото9, фото10, фото11). И всё-таки излечить до конца все "детские болезни" автобуса не смогли. С механической КПП и малоприспособленным для автобуса дизелем ЛАЗ-42021 больше подходил для междугороднего движения, чем пригородного, поэтому на многих АТП эти автобусы стали самостоятельно переделывать в междугородные (фото12, фото13, фото14, фото15).
    Понимал эти проблемы и завод, поэтому в конце 80-х годов появилось сразу несколько опытных заводских вариантов этого автобуса в более правильном пригородном (фото16) или даже междугородном виде (фото17). Но реально эти изыскания вылились лишь в небольшую заводскую партию междугородних автобусов изготовленных в начале 90-х годов (фото18, фото19).
    Помимо чисто пассажирских модификаций, на базе автобуса ЛАЗ-42021 в достаточно больших количествах выпускалось передвижное кафе ЛАЗ-4949, а в Москве на базе ЛАЗ-42021 существовала даже передвижная cинагога, предположительно изготовленная по специальному заказу.
    В 1993 году автобусы ЛАЗ-42021 всех вариантов были сняты с производства.


    (Информация подготовлена Максимом Шелепенковым по материалам ОАО "ЛАЗ". Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)
    .

    Модель.


К другим автомобилям ЛАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу