ОАО "Львовский Автобусный Завод" (ОАО "ЛАЗ")

ЛАЗ-695Б "Львiв"

Автобус для космонавтов

    Работа над этим автобусом началась осенью 1960 года, когда на Львовский автобусный завод приехала делегация от заказчиков - часть гостей была с космодрома Байконур, другая, как было заведено в те времена - представители КГБ. Как должен был выглядеть автобус для космонавтов, тогда никто не знал, поэтому многое в этом первом «космическом» автобусе было сделано по наитию.
    На тот момент завод выпускал от 20 до 40 пассажирских автобусов в день. Вот один из них - ЛАЗ-695Б - и был снят с конвейера. Ходовая часть у него осталась стандартной, но все очень тщательно проверили по несколько раз. Заодно автобусу сделали высококачественное антикоррозийное покрытие. Специальное кресло для космонавта также проектировали и конструировали на заводе. Правда, оно вышло огромное, поскольку было рассчитано на "пассажира" в скафандре. В салоне также установили сиденья для врачей и сопровождающих космонавта специалистов. Понятно, что в автобусе было радио, телефон, вентиляторы, кондиционеры, аппаратура для киносъемок. Особое внимание уделили дополнительной герметичности салона, так как пыль очень опасна для космонавтов в условиях невесомости. Специалисты из Москвы "упаковали" автобус медицинской и другой специальной аппаратурой. Принимать машину приехала специальная государственная комиссия.
    Первый автобус служил на космодроме до 1967 года. Заменили его когда погиб Владимир Комаров. Космонавты, как и моряки, люди суеверные. Тогда они и попросили сделать новый автобус, который практически полностью повторял первый, только был построен на базе автобуса ЛАЗ-695Е.
    Самый первый "космический" автобус где-то в 1984 году работники Института автобусостроения обнаружили в Москве, практически в заброшенном виде, и забрали его во Львов, в институт. Во Львове его укомплектовали, покрасили, восстановили первозданный вид машины. К сожалению, после тог как покровительствующий автобусу директор института ушёл со своего поста, автобус опять забрали в Москву. Где этот автобус сейчас - неизвестно.



    (Информация подготовлена Максимом Шелепенковым по материалам бывшего директора Всесоюзного института автобусостроения Александра Следя (начальника сборочного цеха ЛАЗа в 1960 году). Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)


    Модель.


К другим автомобилям ЛАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу