Первый опытный экземпляр большого городского трёхдверного автобуса ЛАЗ-696 был построен в начале 1966 года. По компоновке и конструкции автобус был весьма передовым для середины 60-х годов - заднее расположение двигателя, широкие входные двери, большая площадь остекления. Многие отработанные на нём решения впоследствии нашли отражение на городских отечественных автобусах большого класса (ЛИАЗ-5256, ЛАЗ-52523, КАВЗ-5252).
Опытные автобусы ЛАЗ-696 второго поколения были построены в 1968 году, в количестве не менее двух штук. От первоночального варианта они отличались новым оформлением передней части автобуса, а между собой различались различным оформлением задней части и некоторыми другими менее значительными элементами (в том числе - маршрутный аншлаг спереди). На автобусах ЛАЗ-696 был установлен бензиновый двигатель ЗИЛ-375, мощностью 180 л.с., автоматическая гидромеханическая коробка передач, пневмоподвеска, а также планетарный задний мост "Раба", поставки которого планировались в СССР в рамках сотрудничества СЭВ. |