Второе поколение автобусов для космонавтов под наименованием ЛАЗ-699П создали в 1973 году в предверии совместной космической экспедиции с американскими астронавтами в рамках программы "Союз-Апполон". Была и ещё одна причина создания нового поколения автобусов для космонавтов - после гибели в 1971 году советского космического экипажа в спускаемом аппарате, резко возросли требования к защитным скафандрам, и для космонавтов облачённых в эти скафандры требовался уже специальный транспорт.
К 1973 году при заводе уже был создан Научно-исследовательский институт автобусостроения, поэтому партия новых автобусов для космонавтов создавались уже в этом институте. Автобусы ЛАЗ-699П были сделаны по образцу и подобию опытных туристических автобусов ЛАЗ-699 "Украина", но имели обсолютно герметичный салон (это заметно по особой форме входных дверей, плотно заходящих в дверной проём) с двойным остеклением и кондиционером. Причём автобусы ЛАЗ-699П были изготовлены двух типов и отличались друг от друга планировкой салона. Существовали автобусы с входными дверями в свесах, а были автобусы со вторым входом в базе. Этот вход в средней части автобуса был оборудован шлюзовой камерой пылеудаления, работающей по принципу пылесоса, собирающей пыль с скафандра космонавта (пыль очень опасна в условиях невесеомости). В салоне автобуса для космонавтов были установлены специальные кресла.
Благодаря многочисленным прямым трасляциям по телевидению космических стартов с Байконура эти автобусы хорошо всем запомнились своей необычностью и со временем стали одним из символов советской пилотируемой космонавтики! В данный момент на Байконуре ещё работает последний экземпляр ЛАЗ-699П. |