Автобус повышенной проходимости в северном исполнении ПАЗ-3201С появился на конвейер буднично - документацию на него выпустили к концу 1973 года, опытный образец прошел приемочные испытания по ускоренному курсу, и в январе 1975 года ПАЗ-3201С выпустили в производство. В первый же год было сделано около 280 штук ПАЗ-3201С.
Такие сравнительно быстрые темпы запуска объяснялись просто: кузов вездехода ПАЗ-3201 получил северные опции уже выпускавшегося автобуса ПАЗ-672С. В том же 1975 году на ПАЗ-672С и ПАЗ-3201С появилось новшество: крыши автобусов стали утеплять самовспенивающимся материалом, производство которого освоила отечественная промышленность. Это позволило заметно упростить технологию сборки крыш и повысить качество термоизоляции кузова.
При модернизации базовых моделей ПАЗ-672 и ПАЗ-3201 в 1982 году, «северному вездеходу», как его называли в обиходе, попытались присвоить несколько странный индекс ПАЗ-320101 – именно с такими уменьшенными цифрами на конце, чтобы отличать от основной модели вездехода. Это обозначение даже узаконили было на фирменных табличках, размещавшихся в салоне автобуса. Однако взбунтовались производственники и работники других служб, поскольку совершенно очевидной путаницы было не избежать. В итоге, у вездеходов в отчетах и сопроводительных документах фигурировали старые обозначения: ПАЗ-3201 и ПАЗ-3201С. Отметим, что оба обозначения в технической документации на автобусы сохранились, хотя на практике больше не применялись.
ПАЗ-3201С пользовались особой популярностью в районах Западной и Восточной Сибири, в Якутии и других районах, где «десять месяцев зима, а остальное – лето» и где до сих пор их еще можно встретить на рейсовых маршрутах - фото1.
Выпуск ПАЗ-3201С прекратился в первом полугодии 1989 года. Всего за 1975–1989 годы было выпущено 6114 экземпляров ПАЗ-3201С, в том числе (с начала 1983 года) 3892 – модернизированных. |