Войсковой капотный автобус на деревянном каркасе кузова АП-4 (Автобус Пассажирский, проект № 4) был разработан в 1956 году на 101-ЦАРЗ МО СССР, на шасси самого распространенного грузовика того времени ГАЗ-51. Помимо этого автобуса, одновременно с ним, были разработаны, и производились другие автобусы: АТ-3 (штабной) и АС-5 (санитарный), которые, судя по всему, были конструктивно унифицированы с АП-4.
Первоначально производство 19-местного автобуса АП-4 было налажено на самом 101 ЦАРЗ, но уже в 1968 году их производство было передано на 245 САРМ МО СССР (позже ЗРАТТ и 778 АРЗ, сегодня "Днестр-авто" в Бендерах, Молдавия). Позже капитальный ремонт автобусов АП-4 осуществлялся ещё и на 172 ЦАРМ в Воронеже. Таким образом, автобусы этого типа строились и ремонтировались сразу несколькими военными авторемонтными заводами, и в зависимости от места производства могли в деталях отличаться друг от друга. Изготовление же новых автобусов АП-4 было прекращено в Бендерах в 1975 году, в связи со снятием с производства базового шасси.
Габаритные размеры автобуса АП-4: 6000х2380х2930 мм, база 3300 мм.
Немного о внешних отличиях автобусов различных производителей: автобусы АП-4 производства 101 ЦАРЗ МО и 245САРМ (ныне ЗАО "Днестр-Авто") почти не отличались друг от друга, и в то же время различия между ними были. Первое, что бросалось в глаза на московском автобусе - это красный флажок на капоте, как у Москвича-407, только побольше. Если присматриваться дальше, то можно было заметить, что на автобусе из Бендер молдинги на расшивке кузова ("генералы") были более простой формы. На одной из приведённых здесь фотографий автобуса 101 ЦАРЗ заметны дополнительные "капельки" вытяжной вентиляции на боковых скатах крыши, подфарники под лобовым стеклом и буксировочные клыки под бампером перевёрнутые "кверху ногами"- эти отличия не были стандартными и скорее всего присутствовали не на всех московских автобусах. |