ООО "Черниговский Завод Специального Автотранспорта" (ООО "ЧЗСА")

ЧПК / АСЧ-01 "Чернигов"

    В 1961 году, специально по заказу детского кукольного театра, заводскими энтузиастами на базе грузовика ГАЗ-51А были развернуты работы по созданию автобуса вагонной компоновки. Уже в следующем году новый автобус, который получил условное название "ЧПК" (Черниговский производственный комбинат) - на фото слева, появился на заводском дворе. Автобус имел кузов на деревянном каркасе с облицовкой из листовой стали. Лобовое стекло состояло из двух плоских и двух небольших скругленных треугольных стекол расположенных на углах передней части кузова. Корма автобуса напоминала немного ПАЗ-652, так как задние стекла использовались именно от этой модели. Водитель на автобусе имел свою дверь с левой стороны, но его рабочее место не было отделено от салона перегородкой. Всего автобус был рассчитан на 25 сидячих мест, включая водителя. При габаритах 6320х2350х2830 мм и полной массе 3720 кг максимальная скорость ЧПК достигала 70 км/ч.
    Учитывая постоянный дефицит транспортных средств, в том числе и для нужд киноиндустрии, ГОСКИНО СССР рекомендовало автобус ЧПК к серийному выпуску. В рекомендации, кроме использования его в качестве транспорта для киностудий, было отмечено об эффективности его использования в сельской местности. В серию автобус пошел под названием АСЧ-01 (автобус специальный черниговский, первый). Каждая партия автобусов АСЧ-01 имела несколько измененный внешний вид. То и дело конструктора и технологи вносили новые элементы в оформление автобуса. При этом внешние контуры кузова оставались практически неизменными. Объем производства АСЧ-01 был весьма ограничен, в месяц из заводских ворот выезжало не более 5 автобусов. Основная масса новых автобусов естественно предназначалась для киностудий и обслуживания киноучреждений, но пассажирские варианты могли использоваться и для обслуживания театров и филармоний.
    При создании машин, предназначенных для кино, работы велись по документации, присылаемой из технических отделов киностудий. Схему расположения приборов внутри салона выполняли непосредственно на киностудии. Вычерчивался план салона, а в Чернигове заказывался только сам автобус с установленными в нем ящиками, столами, сиденьями, устанавливались осветительные приборы, а вся начинка впоследствии ставилась на местах в специально подготовленные для нее отделения.

    (Информация подготовлена Максимом Шелепенковым по материалам Александра Говорухи. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)



    Модель.


К другим малосерийным и экспериментальным автомобилям               К общему списку моделей                На Главную страницу