Саранский завод автосамосвалов / САЗ

ГАЗ-93В

    В 1961 году ОГК Саранского завода автосамосвалов приступил к проектированию 2,5-тонного самосвала модели ГАЗ-93В с задней разгрузкой на шасси ГАЗ-51Д (для дорог I и II категории, для остальных типов дорог грузоподъемность ограничивалась на уровне 2.000 кг) с принципиально отличающимся от ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б самосвальным оборудованием.
    Для уменьшения налипания груза к платформе была избрана U-образная форма ее сечения. Панели бортов были изготовлены из 2,5-миллиметровой стали. Боковые борта имели шесть стоек-ребер, из которых три были выполнены по всей высоте борта. Передний борт был выше боковых и его верхняя часть была загнута в виде швеллера. Задний борт мог открываться как на верхних, так и на нижних шарнирах. Запоры заднего борта открывались тягами, проходящими под платформой и соединенными с валом запора, расположенным в ее передней части под передним бортом. Рукоятка вала была расположена с левой стороны автомобиля. Лонжероны каркаса платформы были изготовлены из швеллера высотой 160 мм. На платформе предусматривались места для установки надставных бортов. Для ограничения угла опрокидывания платформы (45 градусов) были применены две ограничительные цепи, связывавшие надрамник и грузовую платформу. Внутренние размеры платформы составляли 2510х2000х650 мм.
    Второй важной особенностью ГАЗ-93В было применение двухзвенного подкузовного телескопического гидроцилиндра с двумя выдвижными плунжерами безбуртовой конструкции – именно на этом самосвале конструкторами САЗа было впервые применено такое решение. Ход цилиндра составлял 687 мм, диаметры выдвижных плунжеров – 65 и 90 мм. Гидроцилиндр имел верхнюю шаровую головку диаметром 45 мм, устанавливаемую в верхнюю опору, расположенную на грузовой платформе. Фиксация производилась при помощи пальца, проходившего через отверстия в опоре и в шаровой головке цилиндра. В средней части корпуса гидроцилиндра было приварено кольцо с опорными пальцами, при помощи которых он устанавливался в поворотную опору (люльку), которая, в свою очередь, при помощи поворотных осей монтировалась на надрамник. Впоследствии данное решение было применено на самосвале ГАЗ-САЗ-53Б.
    На самосвале была применена односкоростная коробка отбора мощности (КОМ), к фланцу которой при помощи болтового соединения крепился шестеренный насос НШ-32Л. Шлицевый вал насоса входил в шлицевое отверстие ведомой шестерни КОМ.
    На выходном отверстии насоса устанавливался кран управления, представлявший собой узел, объединивший в себе три клапана: обратный клапан, клапан опускания платформы и предохранительный клапан. Немного измененный кран управления до сих пор применяется во всех самосвалах САЗ.
    Управление и опускание платформы осуществлялось одним рычагом. Перемещением рычага вперед-назад производилось включение-выключение КОМ, а нажатием в сторону осуществлялось опускание платформы. Именно эта схема управления подъемом-опусканием кузова будет принята на ГАЗ-САЗ-53Б и последующих моделях самосвалов марки САЗ.
    Маслобак был сварен из двух штампованных половин из тонколистовой стали. В маслобаке были установлены заливная горловина, фильтры грубой и тонкой очистки, щуп, сливная пробка.
    Несмотря на прогрессивность конструкции ГАЗ-93В по сравнению с ГАЗ-93Б, подготовка производства этого самосвала так и не началась. Причинами тому являются начало проектных работ над самосвалом ГАЗ-САЗ-53Б и отсутствие необходимых мощностей, которых и без того еле хватало для выполнения текущих производственных планов. Можно даже сказать, что ГАЗ-93В являлся своего рода генеральной пробой сил перед созданием САЗ-2500 и ГАЗ-САЗ-53Б.
    Разработчики ГАЗ-93В: Л.С. Терентьев (Главный конструктор), Н.В. Шичалин, Ю.Н.Зайчиков (начальники бюро), М.А. Корнилов, В.П. Коробов, В.Я. Степашкин, Д.К. Аверченков (инженеры-конструкторы).

Текст - Сергей Леонтьев



    Модель.


К другой продукции САЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 06 июля 2007 года          
Последняя редакция - 13 декабря 2013 года