Саранский завод автосамосвалов / САЗ

ГАЗ-САЗ-3511

    Несмотря на неудачу с первым опытным образцом (ГАЗ-САЗ-3530), тему самосвалов-«сельхозников» с колесной формулой 4х4 в Саранске не забросили, а лишь приостановили до появления более подходящего шасси. лонжероны каркаса основания платформы

    Старт новому этапу работ по этой теме был дан 6 июля 1992 года соответствующим распоряжением ПО «ГАЗ» за №110. Уже 16 июля были введены Технические условия ТУ 37.154.085-92 на опытно-промышленную партию автомобилей-самосвалов повышенной проходимости на шасси ГАЗ-66-31, получивших индекс ГАЗ-САЗ-3511. И затем за очень короткий срок – всего около месяца! – был построен макетный образец такого автосамосвала. В его конструкции также удалось обойтись без применения каких-то принципиально новых агрегатов: все основные узлы и детали самосвального оборудования (платформа с трехсторонней разгрузкой, надрамное устройство, гидроцилиндр, коробка отбора мощности, маслобак) были широко унифицированы с соответствующими элементами серийно выпускаемого в тот момент самосвала ГАЗ-САЗ-3507-01. Это обстоятельство также позволило согласовать во всех инстанциях постановку на производство ГАЗ-САЗ-3511 без проведения приемочных испытаний. Небольшие внешние отличия макетного образца от последующих опытных и серийных машин заключались в применении деревянных надставных бортов (что на данном этапе было несущественно), а также в присутствии на лонжеронах каркаса основания самосвальной платформы макетного образца в задней части (на фото сбоку) специальных вырезов для исключения контакта с задней частью лонжеронов рамы при опрокидывании назад. На следующих образцах и серийных машинах для исключения данного контакта надрамное устройство сдвинули назад и в конструкции применили платформу от ГАЗ-САЗ-3507-02 без вырезов в лонжеронах.
    Интересный факт: в утвержденном 26 октября 1992 г. решении о постановке на производство автосамосвала ГАЗ-САЗ-3511 за номером РТМ 37.154.009-92 было записано о начале выпуска этой машины одновременно как на самом Саранском заводе автосамосвалов, так и на Киргизском автосборочном заводе в Бишкеке, более известном ранее как Фрунзенский автосборочный завод (различные автосамосвалы по саранской документации выпускались там еще с конца 1960-х). И в Мордовии, и в Киргизии производство самосвалов модели 3511 было свернуто в 1994 году в связи с прекращением поставок базовых шасси ГАЗ-66-31. За этот период времени из ворот саранского предприятия вышло более 17,5 тысяч экземпляров ГАЗ-САЗ-3511. Что же касается бишкекских самосвалов, выпускавшихся под маркой КАЗ-3511, то их точный тираж авторам не известен. Однако объемы их изготовления определенно являлись весьма значительными, на что указывает заметное присутствие этих машин в «гаишных» базах данных Казахстана и России.
    С позиции сегодняшнего дня ГАЗ-САЗ-3511 можно оценить как весьма неоднозначный автомобиль. Сотканный из компромиссов, он не соответствовал в полной мере ни одному из основных критериев. Получив «гражданские» колеса, ГАЗ-САЗ-3511 так и не догнал по показателям грузоподъемности (3,1 т) тех же самосвалов-«сельхозников» серии ГАЗ-САЗ-3507, базирующихся на шасси «газонов» с колесной формулой 4х2. При этом за счет отказа от односкатной ошиновки, межколесных блокировок и системы централизованной подкачки шин он утратил ту феноменальную проходимость, за которую так ценили «шишигу». Не будет преувеличением сказать, что проходимость того же ГАЗ-САЗ-3507-01 была лишь ненамного хуже, притом что в эксплуатации «ноль седьмая» машина была куда проще из-за отсутствия переднего ведущего моста, раздаточной коробки и дополнительных карданных валов. Наконец, даже у неприхотливых колхозников не вызывала восторга неудобная кабина полноприводного самосвала, эргономика которой могла считаться приемлемой разве что в условиях военного времени.
    Как бы то ни было, многие из выпущенных в свое время «тридцать пять одиннадцатых» до сих пор поддерживаются в рабочем состоянии и регулярно встречаются на дорогах в самых разных уголках всего СНГ.

Текст - Сергей Леонтьев, Николай Марков




    Модель.


К другой продукции САЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 01 марта 2015 года          
Последняя редакция - 01 марта 2015 года