Товарные экземпляры грузовиков ГАЗ-66-16 начали сходить с конвейера Горьковского автозавода в 1991 году. Одно из первых шасси новой модели было отгружено на Саранский завод автосамосвалов, где в том же году на его базе попробовали создать самосвал сельскохозяйственного назначения.
Взвесив все «за» и «против», саранские конструкторы остановились на наиболее простой схеме с задним направлением разгрузки. При этом у цельнометаллической платформы открывающимся был выполнен лишь задний борт. Подобная компоновка позволяла максимально сократить материалоемкость надстройки, а как следствие – и ее собственную массу. Надрамное устройство состояло из двух частей: передней опорной балки и надрамника, в задней части которого были расположены оси опрокидывания платформы. В конструкции самосвального оборудования широко применялись узлы и детали от серийных самосвалов САЗ.
В частности, у САЗ-3503 были позаимствованы кронштейн опрокидывания платформы, а также запоры и петли навески заднего борта. А ГАЗ-САЗ-3507 «поделился» с опытным самосвалом гидроцилиндром и деталями его крепления, маслобаком, коробкой отбора мощности и упором платформы.
В итоге грузоподъемность опытного автосамосвала, получившего индекс ГАЗ-САЗ-3530, все равно снизилась до 2000 кг. Вследствие этого, при заранее принятых длине и ширине платформы, а также с учетом объемного веса основных сельскохозяйственных грузов, высоту основных бортов пришлось ограничить отметкой 300 мм, предусмотрев возможность монтажа надставок для перевозки легковесных грузов. Однако автомобиль со столь «куцым» кузовом аграриев не заинтересовал, и дальнейшие работы над автосамосвалами на шасси ГАЗ-66-16 были прекращены как бесперспективные.
Текст - Сергей Леонтьев, Николай Марков |