Разработка самосвалов САЗ-3503 и САЗ-3504, шедших на замену ГАЗ-93Б и ГАЗ-93А соответственно, была начата в марте 1974 году. Автосамосвал общего назначения САЗ-3503, серийно выпускавшийся с 1975 года на шасси ГАЗ-52-02, получил цельнометаллическую платформу объемом 3,2 куб.м и грузоподъемностью 2,4тонны. Разгрузка производилась только назад через откидной борт. Привод подъемного устройства - гидравлический с приводом от коробки отбора мощности. Базовое шасси ГАЗ-52-02 не комплектовалось КОМ и гидронасосом – этот узел изготавливался непосредственно на САЗе, при этом коробка отбора мощности была агрегатирована с насосом шестеренного типа. Для подъема кузова применялся поршневой гидроцилиндр (диаметр поршня 147 мм) одностороннего действия. Ход поршня составлял 466 мм. Максимальное рабочее давление в гидросистеме – 26 кгс/кв.см, объем гидросистемы – 10,5 литров. Кузов поднимался на угол 48 градусов, время подъема с грузом – 15 секунд, опускания – 20 с.
Учитывая исполнения базового шасси, самосвалы выпускались в следующих комплектациях:
- 3503-0000010 - автомобили-самосвалы в сборе с пусковым подогревателем двигателя;
- 3503-0000012 - автомобили-самосвалы в сборе без пускового подогревателя двигателя.
Последние 76 самосвалов семейства 3503/3504 были выпущены в 1983 году. Причина снятия с производства была проста - необходимо было увеличивать объемы производства самосвалов ГАЗ-САЗ-53Б, а производственных мощностей на заводе не хватало. Да и самосвалы на 52-м шасси перестали удовлетворять потребителей – они обладали слишком малыми грузоподъемностью и объемом платформы, а разгрузка осуществлялась только назад. В 1982 году САЗ-3503/3504 было выпущено 10608 шт., а ГАЗ-САЗ-53Б - 26042 шт. В 1983 году выпуск составил, соответственно, 76 шт. и 33277 шт.
Вместо САЗ-3503 предполагалось начать выпуск самосвала ГАЗ-САЗ-3506, но в конечном итоге эта машина так и не встала на конвейер, а с 1984 года, взамен ГАЗ-САЗ-53Б, в производство пошел самосвал ГАЗ-САЗ-3507.
Текст - Сергей Леонтьев, Игорь Денисовец |