Ульяновский автомобильный завод / УАЗ

УАЗ-33033

Макет
на базе
УАЗ-3151:

Макет
на базе
УАЗ-33031:

Макет
на базе
УАЗ-37411:

    По итогам проведенного 17 августа 1989 года технического совещания, посвященного опытно-конструкторским работам для основного Заказчика, проведенного непосредственно с представителями Заказчика, одним из принятых решений было то, что «дальнейшие работы по перспективным грузопассажирским автомобилям вести в направлении создания длиннобазного 4-х и 5-ти дверного автомобиля, вместимостью 9-10 человек». Однако, желание Министерства обороны иметь транспортное средство, пригодное для перевозки стрелкового отделения (10 человек, включая командира), относилось не только к перспективе, но и требовало хотя бы временного решения на текущий момент. По этой причине в итоговых Решениях того же совещания было указано «….ПО «АвтоУАЗ» провести конструкторскую проработку 9-местного автомобиля УАЗ-3151 с удлиненным кузовом и 10-местного автомобиля типа УАЗ-3303; по результатам принять решение о направлении дальнейших работ. Срок – октябрь 1989 года.».
    Завод поставленную задачу выполнил в срок – по рассмотрению представленных автозаводом эскизных проработок компоновок, 5 октября 1989 года Заказчиком было принято Решение – для определения наиболее оптимальной компоновки построить сразу три ходовых макета на базе разных автомобилей:
    «- грузопассажирский автомобиль для перевозки 10 человек;
     - грузовой автомобиль с максимально возможным снижением погрузочной высоты латформы для перевозки 10 человек, включая водителя и командира;
    - автомобиль вагонной компоновки для перевозки 10 человек, включая водителя.»
    Тем же документом предусматривалось проведение испытаний в январе-марте 1990 года испытаний для выбора окончательного варианта автомобиля, а в апреле-мае 1990 года – выбранного макета с установленными редукторными мостами с целью оценки его проходимости. В ноябре 1989 года были готовы макеты на базе первых двух моделей, а в феврале 1990 года был достроен и макет на базе УАЗ-37411. Собственных обозначений они не имели. Оплата этих работ Заказчиком проводилась в рамках темы «ГАК».
    Первый макет представлял собой стандартный УАЗ-3151, кузов и рама которого были удлинены в задней части на 200 мм (при этом рама получила сзади дополнительную поперечину), а салон получил измененную планировку задней части. Пассажирские скамейки на восемь человек были размещены в форме буквы «П» - две трехместные по бортам кузова и откидная двухместная с размещением пассажиров лицом к откидному заднему борту сразу за сиденьями водителя и командира.
    Второй макет был выполнен на базе УАЗ-33031, у которого стандартная деревянная грузовая платформа была заменена на оригинальную цельнометаллическую конструкцию. Новая тентованная грузовая платформа была установлена существенно ниже (погрузочная высота была снижена до 835 мм), чем деревянная, благодаря появившимся колесным аркам. Размещать экипаж в количестве 8 человек в кузове предполагалось спиной к спине по 4 человека на двух полумягких сиденьях, расположенных вдоль осевой линии кузова. Откидным был выполнен только задний борт платформы. Личное оружие должно было крепиться на специальные кронштейны, размещенные на стойках дуг тента. Прочая амуниция и личные вещи подлежали перевозке на свободном месте под сиденьями. Боковые окна в тенте были выполнены открывающимися, а окна в заднем пологе – глухими. Связь командира и перевозимого экипажа осуществлялась через специальный тамбур, соединявший открывающиеся окна в задней стенке кабины и передней стенке тента. Для обогрева кузова был предусмотрен отопитель О-30. Кроме того, этот макет получил каркас безопасности из труб спереди перед кабиной и дополнительный топливный бак емкостью 56 литров.
    Третий макет представлял собой фургон УАЗ-37411 с частично срезанными крышей и боковинами. Дверные проемы на месте второй боковой двери справа и задних распашных дверей были заварены. Получившаяся грузовая платформа получила тент и лавки в кузове, аналогичные примененным в макете на базе УАЗ-33031. Для отопления грузопассажирской платформы был использован штатный отопитель салона от медицинского УАЗ-3962. От «санитарки» же макетному образцу досталась и штатная перегородка со сдвижным стеклом. Вместо стандартного переднего бампера был установлен оригинальный силовой каркас из труб (существенно отличавшийся от установленного на макете на базе УАЗ-33031).
    Проведенные в феврале-марте 1990 года сравнительные испытания ходовых макетов выявили ряд замечаний к представленным образцам. Образец на базе УАЗ-3151 при полной загрузке имел существенно перегруженную заднюю часть – нагрузка на задний мост повысилась на 255 кг (при разгрузке переднего на 35 кг) и каждая из задних шин была перегружена на 92 кг против установленной заводом-изготовителем величины. Такое перераспределение нагрузки стало следствием условий технического задания, предписывающего установить полезную нагрузку автомобиля на уровне 1000 кг (для серийного УАЗ-3151 полезная нагрузка была установлена на уровне 800 кг). Как следствие, существенно изменились в худшую сторону параметры управляемости и курсовой устойчивости автомобиля. Отдельно отмечался тот факт, что среднее время посадки в автомобиль личного состава превышало в 1,5-2 раза время посадки в другие испытываемые макетные образцы. Кроме того, в ходе испытаний была отмечена чрезмерная теснота салона – длины трехместных скамеек в задней части было недостаточно для размещения бойцов, а размещение солдат на откидной двухместной скамье было признано крайне неудобным. Также отмечалось отсутствие мест для крепления личного оружия и нехватка места для вещмешков.
    У макетного образца на базе УАЗ-37411 была признана неудобной посадка личного состава через боковые борта из-за их большой погрузочной высоты (1234 мм) и нехватки пространства между верхним краем борта и распоркой дуг тента (734 мм). Посадка через задний борт также была признана неудобной – расстояние между кромкой заднего борта и дугой тента составляло 930 мм, что было недостаточным. Также отмечались слишком низкое расположение тента и цилиндрические колесные арки, не позволявшие удобно разместиться четырем членам экипажа из восьми.
    Автомобиль на базе УАЗ-33031 получил наиболее благоприятные отзывы комиссии – он имел максимальный объем платформы для перевозки личного состава, штатные места крепления личного оружия, из трех представленных образцов был наиболее удобен для посадки/высадки солдат. Отмечалось удобство посадки бойцов через закрытый задний борт благодаря П-образным подножкам, закрепленным под кузовом (при открытом заднем борте человек был вынужден задирать ногу сразу на пол платформы на высоту 835 мм). Из недостатков были отмечены неудобство погрузки личного состава через боковые борта из-за отсутствия подножек по бокам платформы, выступающие в кузов колесные арки, создававшие неудобство двум бойцам из восьми. Также комиссия обратила внимание на ранее укачивание личного состава при движении по грунтовым дорогам.
    С учетом выявленных плюсов и минусов трех описанных конструкций комиссией было принято решение о доводке макетного образца на базе УАЗ-33031 и сворачивании работ по двум другим машинам. Этому образцу постфактум был присвоен индекс УАЗ-33033, а в дальнейшем, доработанной по итогам испытаний конструкции, был присвоен индекс УАЗ-33034.

По материалам Николая Маркова и автора



    Модель.


К другой продукции УАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 11 ноября 2013 года          
Последняя редакция - 15 ноября 2013 года