ОАО "АвтоВАЗ"
Волжский автомобильный завод (ВАЗ)

ВАЗ-2102

    Наряду с ВАЗ-2101, созданном на базе итальянского FIAT-124, к производству на Волжском автозаводе был подготовлен и автомобиль с кузовом «универсал», получивший обозначение ВАЗ-2102. Эта модель имела в основе итальянский универсал FIAT-124 Familiare (фото1, фото2), подготовленный к выпуску в СССР с учетом всех доработок, которые потребовала провести советская сторона для ВАЗ-2101.
    Серийные ВАЗ-2102 стали сходить с конвейера завода в апреле 1971 года, после того как была запущена первая очередь завода. До конца года было выпущено 185 автомобилей. Однако уже в следующем году, после запуска второй очереди автозавода, выпуск ВАЗ-2102 достиг 11.015 штук, а в 1973 – 26.233 шт. Впоследствии выпуск колебался на уровне 50-55 тыс. экземпляров в год. Общий объем выпуска ВАЗ-2102 всех модификаций составил 666 989 экземпляров. ВАЗ-2102
    Новая модель во многом была унифицирована с первенцем автозавода ВАЗ-2101. Основные же отличия были связаны с грузо-пассажирским назначением автомобиля. Здесь следует прежде всего отметить складываемое заднее сиденье, позволявшее получить горизонтальную ровную грузовую площадку размером 1,47х1,32х0,73м. Вследствие изменения задней части кузова, связанного с появлением пятой (грузовой) двери, задние фонари пришлось разместить вертикально, чтобы обеспечить максимально возможную ширину дверного проема. Сама дверь в нижней части доходила до бампера и нижний проем соответствовал уровню пола в багажнике, что существенно облегчало погрузо-разгрузочные операции. Также, чтобы обеспечить максимальный объем багажника, запасное колесо стало располагаться под его полом, а не в левом заднем крыле как у ВАЗ-2101. Там же располагался и увеличившийся в объеме на шесть литров бензобак, заливная горловина которого теперь выводилась на левую сторону автомобиля. Для увеличения жесткости крыша получила две характерных подштамповки.
    Для обеспечения грузоподъемности 250 кг с двумя пассажирами (или 60 кг с пятью пассажирами) были усилены пружины подвески и амортизаторы, а сам автомобиль уже на заводе комплектовался шинами с увеличенной грузоподъемностью. Собственная же масса автомобиля возросла на 55 кг по сравнению с ВАЗ-2101.
    Автомобиль получил главную передачу с передаточным числом 4,44 (у ВАЗ-2101 было 4,30), что положительно сказалось на тяговитости автомобиля. Двигатель же был унаследован от ВАЗ-2101 рабочим объемом 1200 куб.см и мощностью 64 л.с.
    В течение всего выпуска «жигулевское» семейство постоянно модернизировалось с учетом замечаний потребителей: в 1977 и 1983 годах была проведена модернизация электрооборудования; с 1980 года автомобили получили новые карбюраторы, новый распределитель зажигания, двухлитровый бачок омывателя стекла и ножное включение омывателя на всех моделях (как на ВАЗ-21011) вместо кнопки на панели приборов; и т.д.
    Интересно отметить, что после начала выпуска ВАЗ-2104 в 1984 году эти два автомобиля – ВАЗ-2104 и ВАЗ-2102 выпускались параллельно в течение целого года, пока «двушка» не была снята с производства летом 1985 года.



    На первом и втором фото слева представлена модель, выпускаемая ПО "Тантал". Как и у остальных моделей этой фирмы, у модели ВАЗ-2102 существует множество вариантов тамповок моделей. Пикапы, представленные на двух других фотографиях (левый - работы Р.Пинуса (г.Самара)) - копии реально существоваших пикапов, производимых автомастерскими и ремзаводами (в частности, Челябинским) на базе списанных ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102. Интересная деталь - в ряде случаев, с целью придания большей жесткости измененному кузову, задний борт заваривался наглухо.

    На фото слева представлен опытный экземпляр модели ВАЗ-2102, предполагавшийся к выпуску предприятием "Прогресс".



    Помимо представленных экземпляров, пластмассовая модель ВАЗ-2102 выпускалась Одесской фабрикой имгрушек. Эта модель была конструкционно схожа с "Волгой" ГАЗ-24-01 того же производителя, но имела свои нюансы, и была более "узнаваемой", чем саратовский аналог. Сидения уже, чем у "волги", как и следует, но самое интересное колеса - они более соответствовали прототипу, причем в размерности 155-13! Облицовка радиатора дана отдельной деталью, фары передние - стекло. Коробка была без окошек, с рисунком ВАЗ-2102 в разных проекциях с обеих сторон. Стоило это удовольствие 65 коп.


К другим автомобилям марки "ВАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 23 января 2004 года          
Последняя редакция - 10 сентября 2009 года