Продолжая идеи, заложенные в модельном ряду «классики» первого поколения, второе поколение ВАЗа также готовилось «трехвидовым» - базовая модель, люксовое исполнение базовой модели и универсал. Работы по ВАЗ-2107, проектировавшемуся как люксовый вариант «пятерки», шли практически параллельно с ВАЗ-2105.
В силу требований технологов автомобили имели одинаковые кузова, а отличия люксовой модификации от базовой должны были быть достигнуты дизайнерскими «штрихами» в экстерьере и интерьере автомобиля. Учитывая крайнюю жесткость рамок, в которых пришлось работать дизайнерам, внешние отличия ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 минимальны и заключаются в различных головной оптике, задних фонарях, облицовке радиатора, а также капоте с иными подштамповками и крышке багажника без подштамповок у ВАЗ-2107. Отметим при этом, что на одном из макетов 1978 года головная оптика была выполнена по четырехфарной схеме, как у ВАЗ-2106 - на фото вверху - однако такой дизайн передка смотрелся проигрышно по сравнению с пошедшим впоследствии в производство и в дальнейшем от этого варианта отказались.
Для создания запоминающейся эффектной «внешности» ВАЗ-2107 дизайнерам пришлось пойти на применение массивной хромированной решетки радиатора, стилистически имеющей немало общего с решетками легковых автомобилей Mercedes. Благодаря ей, ВАЗ-2107 даже получили в водительской среде пренебрежительное прозвище «ХБМ» - «хочу быть Мерседесом». Нельзя сказать, что это было такой уж популярное прозвище – обычное «семерка» куда более употребимо - но автору приходилось в свое время слышать его в разных городах от разных людей.
Из-за оригинальной решетки радиатора создателям машины пришлось соответственно изменять и капот автомобиля, увязывая его с новой решеткой. К слову, именно из-за такой решетки радиатора вкупе с новым капотом ВАЗ-2107 получил и несколько повышенный расход топлива (по сравнению с ВАЗ-2105 укомплектованным аналогичным двигателем) - эти вроде бы незначительные и чисто декоративные детали поменяли в худшую сторону картину обтекания передка воздухом, из-за чего существенно возросло аэродинамическое сопротивление, что, в свою очередь, привело к увеличению расхода топлива. К сожалению, в то время на заводе еще не делались продувки автомобилей или их макетов в аэродинамической трубе, что и привело к выявлению этого недостатка лишь после запуска машины на конвейер, когда изменить что-либо уже было невозможно.
На ВАЗ-2107 впервые в нашей стране были установлены пластмассовые бамперы из морозоустойчивого ударостойкого полипропилена. Ранее пластик не использовался для этих целей попросту из-за его отсутствия - в СССР не выпускалась пластмасса, пригодная по своим характеристикам для бампера. В конечном итоге изготовление бамперов на ВАЗ-2107 пришлось заказывать сперва в Италии, а затем в Югославии, причем югославскими бамперами автомобили комплектовались вплоть до 1990 года, пока сызранский завод «Пластик» не освоил производство из импортных пластмасс. Также отметим, что опыт работы с пластиками сыграл впоследствии значительную роль при подготовке семейства ВАЗ-2108 «Самара» («Спутник»).
Ещё одна проблема при создании ВАЗ-2107 заключалась в необходимости изготовлении хромированной верхней накладки верха переднего бампера, на присутствии которой в экстерьере передка автомобиля настаивали дизайнеры. Такое стилистическое решение преследовало целью композиционную поддержку массивной хромированной решетки радиатора. Прессовое производство изготовление этой накладки освоило с большим трудом.
ВАЗ-2107 комплектовались двигателями рабочим объемом 1,5л, ранее использовавшимися на модели ВАЗ-2103. Коробки передач устанавливались как четырех-, так и пятиступенчатые.
В части интерьера ВАЗ-2107 уже заметнее отличается от базового ВАЗ-2105. «Семерка» комплектовалась несколько измененной и более полной панелью приборов. На заднем сиденье появился подлокотник, как на ВАЗ-2106 (при проектировании интерьера даже предлагалось установить за задним сиденьем или в его середине бар-холодильник, но в дальнейшем от этой идеи отказались – оказалось дорого с экономической точки зрения). Передние сиденья автомобиля были выполнены с эргономичными высокими спинками и без подголовников.
ВАЗ-2107 собирались на одном конвейере с ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 – на второй его нитке. После выхода ВАЗ-2107 между ним и "шестёркой" появилась конкуренция. Оба автомобиля пользовались большим спросом. Первые товарные образцы ВАЗ-2107 были выпущены в 1982 году и в августе того же года было объявлено о выпуске автозаводом 7-миллионного автомобиля. Им «случайно» оказался только что вставший на конвейер ВАЗ-2107. В декабре 1982 года первые 30 товарных ВАЗ-2107 были отправлены на экспорт. В январе 1984 года было объявлено о выпуске 8-миллионной машины марки ВАЗ – ей тоже оказался ВАЗ-2107. А 20 апреля 1984 года Поволжским центром стандартизации и метрологии утверждено решение государственной аттестационной комиссии о присвоении государственного Знака качества автомобилю ВАЗ-2107.
С течением времени из-за постановки на конвейер новых, более современных моделей, максимизировать внешние различия моделей «2105» и «2107» стало не столь уж актуально, поэтому автомобили подверглись еще большей унификации. К примеру, с целью сокращения парка оснастки (а это существенная экономия в содержании) с лета 2007 года ВАЗ-2107 получил крышку багажника от ВАЗ-2105 с подштамповками (она более технологична в производстве, так как на гладкой детали сложнее получить качественную поверхность), а ВАЗ-2105 в том же году получил бампера ВАЗ-2107, поскольку они дешевле алюминиевых ВАЗ-2105. Также планировалась установка задних фонарей «2107» на «2105», но пока данное новшество не внедрено.
9 февраля 2001 году первые 12 машинокомплектов для сборки были отправлены на Луцкий автозавод (Украина), где и были собраны уже 3-4 марта. Впоследствии производство модификаций ВАЗ-2107 было дополнительно налажено в Украине на заводах ЗАЗ и КрАСЗ (первый автомобиль собран 18 ноября 2002 года) , так же, как и ЛуАЗ, входящих в корпорацию «Богдан», а также на заводе «Анто-Рус» (г.Херсон), первые машинокомплекты на который были отправлены 30 сентября 2002 года.
11 мая 2000 года с египетской фирмой «Амал Форейн Трейд Компани» был подписан контракт сроком 5 лет на поставку в Египет комплектующих для сборки ВАЗ-2107. По всей видимости, данное предприятие далеко не продвинулось в плане производства и впоследствии ВАЗом было организовано автосборочное предприятие в г.Александрия совместно с «Лада Египет» по сборке ВАЗ-2107 – торжественное открытие было произведено 20 февраля 2002 года.
В сентябре 2002 года в ОАО «ИжМаш-Авто» была выпущена пробная партия автомобилей ВАЗ-2107, серийное производство которой развернулось в 2003 году.
В мае 2008 года открыто производство «семерок» на заводе «Пищемаш» (г.Аргун, Чеченская республика).
В настоящее время производится только модификация ВАЗ-21074 с двигателем рабочим объемом 1,6 литра. |