Благодаря исключительному сочетанию комфорта и внедорожных качеств «Нива» мгновенно завоевала признание не только в нашей стране, но и за рубежом. За рубежом почти сразу после начала поставок началось стремительное приспосабливание «Нивы» к различным сегментам рынка. Одним из таких вариантом явилось создание «пляжного» автомобиля.
Поскольку элементарный монтаж люка в крышу автомобиля (как это было сделано, к примеру, компанией Deutsche Lada в версии NIva California) еще не превращал его в пляжный, некоторые дилеры своими силами стали видоизменять стандартные кузовова «Нив» в кузова типа фаэтон, ландо или кабриолет. Многие из этих вариантов получили собственные звучные названия типа Niva-Kazbek или Niva-Lando.
Poch (Франция). Пожалуй, пальма первенства в создании кабриолета на базе «Нивы» принадлежит французской компании Poch (эта компания занималась импортом ВАЗов во Францию и у нас в стране известна в основном благодаря победам ее гонщиков на наших «Нивах» в гонках Париж-Дакар). Переделка стандартных «нив» в кабриолеты осуществлялась французским кузовным ателье Lebranchu, а уже продажи осуществлялись через сбытовую сеть Poch. Кабриолеты, получившие название Plein Soleil, начали выпускаться в начале 80-ых годов ХХ века и изготавливались по сравнительно простой технологии - просто отрезалась задняя часть крыши, а чтобы компенсировать ее отсутствие усиливались оставшиеся силовые элементы конструкции кузова.
Deutsche Lada (Германия). В конце 1983 года немецкий импортёр ВАЗов Deutsche Lada Automobil GmbH представил свой вариант кабриолета на базе «Нивы», разработкой которого по заказу занималось немецкое кузовное ателье GWS из города Volksingen. Кабриолет явно делался с оглядкой на французскую конструкцию, но в отличие от нее немецкий вариант полностью лишился силовых элементов крыши и боковых стоек, а для усиления кузова был использован трубчатый каркас. Была переделана задняя часть автомобиля, в результате чего появился маленький багажник с индивидуальной дверкой. В салоне были установлены сиденья с усиленной боковой поддержкой и регулируемыми подголовниками для передних и задних пассажиров, а так же ремни безопасности. А более эффектный вид автомобилю придавали окрашенные в цвет кузова пластиковые расширители крыльев в сочетании с широкими шинами и легкосплавными колёсными дисками, а также новые гармонично интегрированные бампера. Немецкий кабриолет был значительно дороже французского. Все открытые немецкие Нивы обозначались просто - Lada Niva Cabrio. Предположительно, таких автомобилей было выпущено считанные единицы.
С 1985 года вплоть до начала 90-х "Дойче Лада" предлагала своим покупателям более спартанскую версию кабриолета. На этот раз превращением закрытого кузова в открытый по заказу занималась немецкая фирма Thiele Spezialfahrzeugbau GmbH из города Bremen. Кабриолет предлагался в двух вариантах: Cabrio (или Cabrio UT) и Cabrio L. Версия UT отличалась отсутствием заднего сиденья и представляла собой утилитарный двухместный кабриолет. Чтобы отделить багажный отсек от передних сидений в салоне UT была установлена перегородка, также отдельной опцией предлагалась специальная пластиковая надстройка на заднюю часть автомобиля, выполнявшая функции задней стенки кабины и крышки грузового отсека. В свою очередь версия L была полноценным четырёхместным автомобилем. Кроме того в отличие от Cabrio UT, в базовой комплектации Niva Cabrio L оснащалась стеклоочистителями фар и, соответственно, задними ремнями безопасности. Для более требовательных покупателей также предлагался целый ряд опций таких как: усилитель рулевого управления, спортивный кожаный руль, кресла Recaro, ковровое покрытие пола, расширители колёсных арок, легкосплавные диски колёс с широкими покрышками, лебёдка и много другое. По некоторым данным с 1985 по 1987 год было произведено около 600 кабриолетов. Большая часть из них была реализована в ФРГ и ГДР, остальные были экспортированы в другие страны, некоторая часть была реэкспортирована в СССР и Россию.
Кроме того, в Германии была выпущена модификация Kosak. Так называемая sondermodell, то есть специальная ограниченная версия от "Дойче Лада" отличающаяся обвесом и рядом опций, которая предлагалась как в закрытом кузове так и в виде кабриолета.
Gremi Auto-import (Нидерланды). На голландском рынке импортером Gremi Auto-import продавался кабриолет Lada Niva Savanne. Достоверно утверждать нельзя, но учитывая схожесть конструкции с немецкой Lada Niva Cabrio, можно предположить, что машины для разных дилеров могли "резаться" даже в одном и том же кузовном ателье, откуда потом расходились на местные рынки, получив собственные названия, более подходящие и звучные для местных условий.
Великобритания. В 1987 году в Великобритании поступила в продажу топ-версия базовой «Нивы», получившая обозначение Lada Niva Cossack и предлагавшаяся, наряду с базовым вариантом, на протяжении всего времени продаж «Нив» в Англии. Отличия от базовой модели в основном заключались в установке дополнительного оборудования: люка в крыше, легкосплавных дисков колёс, пластиковых накладок на колёсные арки и т.д. Существовала и открытая топ-версия - Niva Cossaсk Cabriolet.
Lada Cars of Canada (Канада) также предлагала на североамериканском рынке Niva Cabriolet.
В 90-ых годах почин по «перепиливанию» «Нивы» подхватили и некоторые российские мастерские. Не остался в стороне и сам ВАЗ - ПСА «Бронто» выпустила небольшую партию открытых «Нив» ВАЗ-212183 на своем удлиненном шасси.
Автор благодарит Александра Андреева за предоставленные материалы.
|