Привычный нам облик «Нивы» окончательно получили в шестой опытной серии в 1975 году, когда появились задние фонари и «надфарники» от ВАЗ-2106, сменил форму бампер, который стал изготавливаться из алюминиевого профиля и комплектоваться пластиковыми накладками, появилось правое зеркало.
Несмотря на фактическую готовность самой машины к началу 1976 года к производству, строительство корпуса, в котором должна была собираться «Нива» еще не было закончено, равно как не полностью была проведена и подготовка производства (конвейер 62-го сборочного корпуса по сборке «Нивы» заработал только 5 апреля 1977 года). 23 марта 1976 года коллегия Минавтопрома СССР рассмотрела вопрос подготовки производства и выпуска автомобиля ВАЗ-2121 на Волжском автозаводе. Министр проинформировал коллегию, что все работы проводятся с отставанием от заданных сроков. Коллегия согласилась с предложением Волжского автозавода начать серийную сборку в апреле 1977 года выпуском 105 автомобилей и отменила ранее принятое решение по выпуску 200 автомобилей «Нива» в 1976 году.
Тем не менее первая опытно-промышленная партия ВАЗ-2121 из 50 автомобилей была изготовлена в феврале 1976 года по обходной технологии, а первые машины поступили в обкатку 17 января 1976 года. Причина такой спешки была предельно проста – существовавший в те годы почин предписывал предприятиям показывать свою работу к очередному съезду КПСС. В нашем случае завод торопился отрапортовать об освоении новой модели «в подарок XXV съезду КПСС». Машины из этой партии (её называли опытно-промышленной) в продажу не поступали и были распределены по организациям в разные регионы страны для подконтрольной эксплуатации.
В Москву были отправлены десять машин, однако появление новой модели прошло практически незамеченным из-за скромности вазовцев. А вот КамАЗ, тоже выпустивший к тому времени первую партию КамАЗ-5320, поступил нестандартно – прислал свои образцы в Москву неделей раньше и не просто выставил автомобили на площадке, а грузовики с утра до вечера ездили по городу с большими и красочными транспарантами «Принимай, Родина, новый грузовик!».
4 июля 1976 года от третьего комплекса общежитий ВАЗа стартовали два автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» - так начался автопробег по станкостроительным заводам-поставщикам страны с целью «показать товар лицом» и ускорить поставки технологического оборудования для строящегося корпуса №62. Забегая вперед, скажем, что 25 июля 1977 года два только что выпущенных ВАЗ-2121 и ВАЗ-2106 отправились в каракумский автопробег по маршруту 1933 года. Этот автопробег был организован журналом «За рулем» и газетой «Известия» при содействии Волжского автозавода. Организаторами преследовалась цель поближе познакомиться с новыми советскими легковыми автомобилями и рассказать о них на своих страницах. Пробег завершился в июле 1977 года.
28 февраля 1977 года Генеральным директором объединения «АвтоВАЗ» А.А. Житковым был подписан приказ №67 «О постановке на производство автомобиля ВАЗ-2121». Тогда же был утвержден график сборки на 1977 год с учетом начала серийного производства с 5 апреля. Выпуск за год запланирован в объеме 15 484 автомобиля. Первая серийная «Нива» сошла с конвейера, как и было запланировано – 5 апреля, а уже 30 августа того же года с конвейера сошел тысячный автомобиль ВАЗ-2121. Всего же в 1977 году было собрано 5534 штуки ВАЗ-2121.
Выпуск «Нив» наращивался день ото дня:
- 2 марта 1978 года – с конвейера корпуса №062 сошла 10 000-я «Нива».
- 28 августа 1978 года – со сборочного конвейера ВАЗа сошел 25-тысячный автомобиль «Нива» ВАЗ-2121.
- Апрель 1979 года – в канун Первомая с конвейера Волжского автозавода сошел 50-тысячный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива».
- 7 мая 1980 года – в корпусе №062 СКП Волжского автозавода был собран 100-тысячный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» (кузов ярко-зеленый).
- Декабрь 1981 года – с конвейера 062-го корпуса СКП ВАЗа сошёл 200-тысячный автомобиль «Нива».
- 16 сентября 1982 года – на «малом» главном конвейере АВТОВАЗа (корпус №062) был собран 250-тысячный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива».
- 30 декабря 1982 года – Государственная комиссия подписала акт приемки в эксплуатацию мощностей по выпуску автомобилей повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива» в объеме пускового комплекса 1982 года – 7,5 тысяч штук взамен снимаемых с производства 7,5 тысяч штук ВАЗ-2106 без дополнительного прироста общих мощностей по выпуску автомобилей.
- 16 июня 1983 года – в 12 часов дня с конвейера 062 корпуса Волжского автозавода сошел 300-тысячный автомобиль «Нива».
- Декабрь 1984 года – собран 400-тысячный автомобиль «Нива».
- 16 мая 1986 года – с конвейера корпуса СКП №062 сошел 500-тысячный автомобиль «Нива» ВАЗ-2121.
- 7 июля 1993 года– спустя 16 лет после начала сборки первого внедорожника в 14.00 дня с конвейера корпуса №062 СКП ВАЗа сошел 1-миллионный автомобиль «Нива» (кузов белого цвета).
Автомобили первых лет выпуска декоративный шильдик "НИВА 1600", расположенный по центру задней двери, и характерную хромированную накладку по периметру решетки радиатора. В дальнейшем шильдик сместился вправо, чтобы не создавать проблем при установке стеклоочистителя, а хромированная накладка решетки радиатора просто была упразднена.
Любопытно, но «Нива» ни разу не становилась очередным «автомобилем-миллионником» в рамках всей производственной программы завода. Традиционно очередным юбиляром становилась последняя новинка АВТОВАЗа, но только не «Нива».
К настоящему времени ВАЗ-2121 и его модификаций выпущено около 1900000 штук, а выпуск модификаций «Нивы» продолжается и в настоящее время. «Нива» побывала на всех континентах мира, включая Антарктиду – один ВАЗ-2121 с 5 декабря 1990 года, управляемый инженером-испытателем ВАЗа Н.В.Макеевым, использовался на советской полярной станции имени Беллинсгаузена в качестве основного транспортного средства.
В подтверждение высокого качества вазовских внедорожников 28 декабря 1979 года Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР зарегистрировал решение аттестационной комиссии о присвоении автомобилю ВАЗ-2121 «Нива» государственного Знака качества.
Экспорт
В ноябре 1977 года «Нива» экспонировалась на автосалонах в Финляндии и Бельгии. Пожалуй, с этого момента и началось триумфальное шествие ВАЗ-2121 по дорогам всего мира:
- в декабре того же года фирма братьев Марторелли (они также известны благодаря экспорту из СССР ЛуАЗ-969М и УАЗ-469) путем реэкспорта из Бельгии начала поставки ВАЗ-2121 в Италию.
- в январе 1978 года группа технических специалистов компании «Жак Пок» (Франция) проходили на ВАЗе обучение навыкам технического обслуживания и ремонта ВАЗ-2121 и в апреле новый советский вездеход начал продаваться во Франции.
- 7 февраля 1978 года министр автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляков провел совещание с обсуждением предложений Австрии об организации в этом европейском государстве сборки и сбыта автомобилей ВАЗ-2121 «Нива». Совещание констатировало, что предложение австрийской стороны представляет интерес, поручило Волжскому автозаводу подготовить реальные предложения по сотрудничеству с Австрией, начать с января 1979 года поставку автомобилей ВАЗ-2121 в разобранном виде (фактически началось с февраля 1987 года, всего в первый год было отгружено 1728 машинокомплектов на внешние рынки сбыта), создать рабочую группу для оперативных решений, обратиться с просьбой в правительство разрешить переговоры с австрийской стороной по данному вопросу. В марте того же года начались экспортные поставки автомобилей ВАЗ-2121 «Нива» в Австрию (годовая реализация составила 1122 штуки или 51,39% от общего числа проданных в этой стране автомобилей «Лада»).
– 29 июня 1978 года на фирме «Сатра» (Гамбург, ФРГ) состоялась пресс-конференция и презентация автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» для шестидесяти корреспондентов центральных газет и журналов ФРГ, в которой принял участие генеральный консул СССР в Гамбурге.
- 21 апреля 1979 Генеральным директором производственного объединения «АвтоВАЗ» А.А. Житковым подписан приказ №93 «О подготовке производства и запуска промышленной партии автомобиля ВАЗ-2121-0000037 для поставок в Канаду». В соответствии с приказом поручено начать изготовление автомобилей по стандартам безопасности Канады с 1 мая 1980 года.
- 13 мая 1979 года было принято решение принять меры по ускорению решения организационных, административных и технологических вопросов, связанных с организацией работ по поставке на экспорт автомобиля ВАЗ-2121 в разобранном виде.
Спрос в европейских странах на новый внедорожник был настолько велик, что 22 мая 1979 года коллегия Министерства автомобильной промышленности СССР рассмотрела ход работ по расширению производства полноприводных автомобилей ВАЗ-2121. Коллегия также поручила принять экстренные меры по доработке и доводке недостаточно надежных узлов, принять энергичные меры по доведению мощностей производства ВАЗ-2121 до 75 тысяч штук в год (с 1980 года), до 100 тысяч штук (в 1981 году). Коллегия одобрила предложения руководства АвтоВАЗа о доведении впоследствии мощностей по производству автомобиля ВАЗ-2121 до 120 тысяч штук в год. Почти сразу же, 24 мая того же года было принято постановление №470 Совета Министров СССР об увеличении в 1980-1981 годах выпуска автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» с 50-ти до 75-ти тысяч штук в год.
Кроме того, в целях развития экспорта 2 апреля 1980 года министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляков было проведено рабочее совещание с участием специалистов Министерства внешней торговли СССР по вопросу об экспорте автомобилей ВАЗ-2121. Приняты решения: с января 1981 года обеспечить отгрузку автомобилей ВАЗ-2121 в страны со свободно конвертируемой валютой в разобранном виде, в грузопассажирском варианте, с кондиционером. Специалистам АвтоВАЗа поручено продолжить работы по правостороннему рулевому управлению.
В течение 1981-1985 годов на ВАЗ прибывали делегации фирм «Келикер» (Италия), «Автоимпорт» (Новая Зеландия), «Марторелли» (Италия), «Сиклор» (Заир), DVP (Алжир), «Сумитомо Корпорейшн» (Япония) и ряда других, имевшие целью договориться о поставках нового внедорожника, в том числе и в разобранном виде для его последующей сборки на месте.
В 1986 году первые партии ВАЗ-2121 были отправлены в Японию. В сентябре того же года в Греции (первая страна, где было налажено производство вазовских внедороджников) началась сборка ВАЗ-2121, поступавших туда в разобранном виде – всего было собрано около 3500 автомобилей. Впоследствии партии машинокомплектов для сборки были отправлены в Кению, Новую Зеландию, Египет, Эквадор (фирма Aymesa – 2000 год).
В январе 1988 года в Чили была создана коммерческая фирма «Лада-Чили» (коммерческий директор Д.Зекетто) по реализации легковых автомобилей производства Волжского автозавода. К концу текущего года было реализовано 3,5 тысячи автомобилей «Лада» и «Нива». |