Следующей моделью после ЗАЗ-969 должен был стать модернизированный ЛуАЗ-969М, работы по созданию которого были начаты в Луцке в 1970 году. Новая модель должна была получить целый ряд изменений в конструкции, направленных на повышение уровня комфорта и безопасности машины, включая сюда также модернизированную ходовую часть, двигатель МеМЗ-969А (модификация двигателя МеМЗ-968, предназначенная для луцких внедорожников), иное оформление передка и т.д.
Первая пара опытных машин ЛуАЗ-969М для заводских испытаний была построена в 1971 году. Автомобили получили новое оформление передней части кузова и ряд изменений в ходовой части. Кроме того, уже на этих образцах впервые появилось цельное лобовое стекло и вынесенное из салона на откидной задний борт запасное колесо – эти решения позднее были применены на ЛуАЗ-969А. Машины образца 1971 года стали экспонатами выставок «Сельхозтехника-72», «Автосервис-73» и «Автопром СССР – 50 лет» (1974 год). В 1974 году была построена и направлена на испытания новая итерация перспективного ЛуАЗ-969М, внешне уже практически полностью соответствующего будущим серийным машинам – с измененной светотехникой, с иным креплением капота, с обновленным дизайном передка. Удивительно, но и эта модель, и даже в такой же окраске, что и машина 1971 года, тоже экспонировалась на выставке «Автопром СССР – 50 лет».
В 1975 году для приемочных испытаний были построены еще четыре опытные машины и в этом же году, считая вопрос освоения новой модели делом практически решеным, автозаводом была начата подготовка производства ЛуАЗ-969М, но временно в серийное производство с 01 января 1975 года был запущен переходный вариант, получивший новый 39-сильный двигатель МеМЗ-969А, но сохранивший прежний кузов – эта машина получила индекс ЛуАЗ-969А.
По доработанной по результатам приемочных испытаний документации завод построил в 1977 году новую серию опытных образцов, один из которых демонстрировался на выставке «Автопром-77». Эти машины получили раму с П-образными усилителями лонжеронов между креплениями осей, переднюю и заднюю подвески с измененной посадкой и увеличенной длиной заделки шлицевой трубки в трубах осей, усиленные рычаги передней подвески, усиленную поперечину крепления силового агрегата. По прохождению контрольных испытаний автомобилей 1977 года на Автополигоне НАМИ, была выпущена в конце 1978 года и первая опытно-промышленная партия ЛуАЗ-969М в объеме 10 экземпляров. Серийное производство ЛуАЗ-969М было начато в мае 1979 года и в короткий срок новые внедорожники полностью вытеснили с конвейера прежнюю модель ЛуАЗ-969А. Отметим, что еще до начала серийного производства ЛуАЗ-969М вошел в десятку лучших внедорожников Европы по итогам проведенного в ходе Salone dell'Auto di Torino 1978 года опроса, а год спустя на международной сельскохозяйственной выставке Země živitelka («Земля-кормилица») в Ческе-Будеевице (ЧССР) получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.
По сравнению с ЛуАЗ-969А, у серийных ЛуАЗ-969М полностью изменилось и осовременилось оформление передка, а кроме того, петли капота были перенесены с моторного щита в зону облицовки, в результате чего он стал открываться как на «Жигулях» и «Москвичах» того времени. В соответствии с действовавшими правилами ЕЭК ООН была модернизирована светотехника, а заодно появились фонари заднего хода и освещения номерного знака, аварийная световая сигнализация и задняя противотуманная оптика. Цельноштампованная рамка ветрового стекла для лучшего стока воды с крыши получила «радиусную» верхнюю часть, а съемные верхние половины дверей стали металлическими, что позволило установить на них полноценные окна с форточками. Увеличились и «пассажирские» окна в брезентовом тенте, которые стали изготавливаться из поливинилхлоридной пленки, а по самому тенту была проведена работа по улучшению его герметизации для более эффективного воспрепятствования попаданию пыли в салон. Новые запирающиеся замки на дверях приводились в действие новыми ручками.
ЛуАЗ-969М заметно превосходил своего предшественника в вопросах комфорта и безопасности. Появилась новая, травмобезопасная панель приборов, «штатные» трехточечные ремни безопасности модели РБ5Б, рулевая колонка с энергопоглощающим элементом и противоугонным блокиратором (как на ЗАЗе и ВАЗах). Дуги, ранее лишь поддерживавшие съемный тент, теперь были усилены и взяли на себя исполнение функции дуги безопасности в случае опрокидывания. Водитель и передний пассажир получили передние сиденья от ВАЗ-2101, а откидные задние сиденья теперь были развернуты по ходу движения. В салоне появились плафон освещения салона, пепельница, вещевой ящик в передней панели и противосолнечные щитки. Для снижения уровня шума был модернизирован глушитель автомобиля, а кузов дополнительно получил шумопоглощающие панели и более рациональные зоны звукоизоляции (работы проводились совместно с НАМИ и преследовали цель снизить общий уровень внутреннего шума до требований ГОСТ-19358-74).
Из других новинок следует отметить усиление осей рычагов и самих рычагов подвески, изменение конструкции ограничителя хода колес, глушителя и его крепления к полунесущему кузову. Увеличенные жалюзи вентилятора должны были обеспечить более эффективное охлаждение двигателя. Кроме того, вместо прежнего аккумулятора 6СТ-42, ЛуАЗ получил более мощный и емкий аккумулятор 6ТСТ-50ЭМС емкостью 50 А*ч, а передний тормозной контур стал оснащаться гидровакуумным усилителем.
Несмотря на все эти нововведения, масса машины по сравнению с предыдущей модификацией возросла всего на 10 килограмм, при этом гарантийные обязательства автозавода в части пробега машины без капитального ремонта были повышены до 100 000 километров.
Выпуск ЛуАЗ-969М продолжался до 1994 года, когда на смену ему пришла модернизированная модель ЛуАЗ-1302. Общий объем выпуска ЛуАЗ-969М за период 1979-1993 годов составил 194 634 экземпляра без учета опытных образцов, экспортных и других модификаций.
Текст – Константин Андреев, Игорь Денисовец |