ОАО "АвтоВАЗ"
Волжский автомобильный завод (ВАЗ)

ВАЗ-2121М

    Изначально производственные возможности ВАЗа планировались под выпуск около 660 тыс. штук автомобилей на трех линиях сборки. Разумеется, и производство двигателей впрямую было привязано к этой цифре. Когда завод готовился к запуску в серию нового внедорожника, то выявилась острая нехватка собственных двигателей ВАЗ-2106 для «Нив». Вопрос стоял предельно просто – необходимо было или увеличение производства двигателей (на что не было денег), или применение двигателя стороннего производителя. Министерство настаивало на втором варианте, в частности, на применении двигателей УЗАМ-412, которыми комплектовались московские малолитражки «Москвич-2140».
    В 1975 году при активном давлении сверху начались работы по привязке двигателя УЗАМ-412 к ВАЗ-2121. Вот как это описывает В.Котляров в книге «Вижу цель. Записки командора» (Тольятти. 2001, типография ДИС ОАО «АВТОВАЗ»):
    «Конструкторы прокомпоновали установку нового (для нас) двигателя в моторный отсек "Нивы". Оказалось, что он туда... просто не лезет. Во-первых, потому, что длиннее вазовского. Да ещё пришлось нашу коробку передач (от «москвичовской» отказались сразу и наотрез) подсоединять к двигателю через специальный переходник, съевший в длину ещё сколько-то.
    Как ни ужимались, впихнуть мотор никак не удавалось……Решили делать специальный кузов с удлинённым передком. Который и был достаточно быстро изготовлен. ВАЗ-2121М на испытаниях
    А перед этим мы, всей этой нелепицей достаточно раздосадованные, всё же решили соблюсти максимальную объективность. Дабы не быть обвинёнными в предвзятости.
    Для начала завесили оба двигателя в одинаковой комплектации. Конечно, мотор от "Москвича" оказался намного тяжелее. Мы-то об этом знали давно, но решили оперировать только сухими конкретными цифрами, которые говорят сами за себя. Исключив какие-либо эмоции вообще. Потом поставили оба мотора на стенд. И здесь наш двигатель убедительно выиграл по всем статьям. Затем уфимский мотор установили на упомянутый выше кузов с удлинённым передком. Всё остальное в этой "Ниве" оставили как есть.
    Машину обкатали честь честью, как положено. И начали её на свой манер допрашивать, как и любую другую опытную конструкцию. Не влезая в скучные технические подробности, скажу только, что довольно быстро стало ясно главное - наш автомобиль явно не от этого двигателя! И это не оговорка, хотя обычно говорят, что двигатель не соответствует машине. Но здесь волею судеб во главу угла был поставлен именно мотор, и фактически к нему пытались подобрать всё остальное.
    Запомнилось ещё, что после окончания испытаний, когда всё прояснилось, выехали как-то на этой "МосНиве” (В своем кругу мы непочтительно именовали ее «моськой») на полуостров Копылово, где всласть попрыгали на песчаных трамплинах — её уже было нисколечки не жалко.»

    Выдержки из Отчета о заводских испытаниях автомобиля ВАЗ-2121М (с двигателем «Москвич-412») от 28 декабря 1975 года (утвержден главным конструктором 11 марта 1976 года):
"Автомобиль изготовлен экспериментальным цехом УГК в ноябре 1975г. Испытания проводились в ноябре-декабре 1975г.
Основные конструктивные особенности автомобиля 2121М:
    1. Увеличен передний свес на 65мм ввиду большей длины двигателя «М-412».
    2. Из-за того, что на двигателе «М-412» карбюратор и воздушный фильтр расположены с левой стороны, запасное колесо невозможно разместить под капотом. Запасное колесо перенесено в багажник.
    3. Коробка передач ВАЗ-2121соединена с двигателем через переходник.
    Изменения, связанные с особенностями двигателя «М-412», коснулись так же рулевого управления, системы охлаждения и пр.
Изменения коснулись и самого двигателя:
    1. Для улучшения параметров по токсичности установлен карбюратор ВАЗ-2101 (через переходник).
    2. Изготовлен специальный масляный картер двигателя для размещения переднего ведущего моста.
    3. Установка сцепления ВАЗ-2121 привела к изменению привода выжимного подшипника (от ВАЗ-2101).
    4. Генератор Г-250Ж заменен на Г-221 (ВАЗ-2101) для сохранения принятой на автомобилях ВАЗ схемы контроля работы генератора.
    5. Ввиду применения контрольных приборов ВАЗ потребовалось изготовление переходников для установки датчиков (температуры охлаждающей жидкости и давления масла) на двигатель.
Выводы.
    1. Увеличивается длина автомобиля на 65 мм и его вес на 17,5 кг.
    2. Перемещение запасного колеса в багажник ухудшает развесовку по осям и значительно уменьшает емкость багажника.
    3. Необходимость изменения многих деталей и узлов приводит фактически к переделке всей передней части автомобиля.
    4. Увеличивается нагрузка на правое переднее колесо (на 33,5 кг больше, чем на левое) из-за наклонного расположения двигателя. Это, в частности приводит к «уводу» автомобиля при торможении, а так же к крену автомобиля.
    5. Снижается удельная мощность двигателя – 43 л.с./т вместо 51,6 л.с./т. Это приводит к ухудшению скоростных качеств.
    6. По токсичности отработанных газов отмечено повышенное содержание углеводородов – в 2 раза.
    7. Показатели по шумам практически одинаковы.
    8. Отмечено ухудшение пусковых качеств двигателя: М-412 запускается при температурах до -15С?. Двигатель ВАЗ уверенно запускается при температурах до -25С?.
    9. Эффективность системы охлаждения не достаточна. Необходимо введение жалюзи.
    10. Проходимость в целом ухудшается из-за уменьшения угла въезда, меньшей удельной мощности двигателя и наличия выступающего масляного фильтра в опасной зоне.
    11. В ходе испытаний (60часов обкатки на стенде и пробег 3600 км) отмечены два случая выхода из строя свечей зажигания, причем, в одном случае это сопровождалось сквозным прогаром днища поршня.
Заключение.
    Установка двигателя «Москвич-412» на автомобиль ВАЗ-2121 требует значительных конструктивных изменений, ухудшает основные эксплуатационные параметры автомобиля и, поэтому, нецелесообразна."

    В дополнение к приведенной выше цитате остается сказать, что всего в ноябре 1975 года было изготовлено два таких автомобиля, оба – из «отработавших» свое машин третьей опытной серии. Ветераны вспоминают, что на капоте «моськи» был небольшой горб все из-за того же «москвичевского» двигателя (на фото его не видно – по всей вероятности, капот не имел явной подштамповки, а просто был выполнен с бОльшей кривизной).

Автор благодарит Николая Алеева и Сергея Доброва за предоставленную информацию.



    Модель.


К другим автомобилям марки "ВАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 01 марта 2010 года          
Последняя редакция - 31 марта 2010 года