В августе 1994 года был начат выпуск многоцелевого универсала «Москвич-2901». Нужно отметить, что вторая цифра индекса – «9» – согласно существовавшей тогда отраслевой нормали указывает на специализированное назначение автомобиля. Можно предположить, что изначальное появление в индексе этого «Москвича» «девятки» свидетельствует о том, что он сразу задумывался как спецфургон. Косвенным свидетельством тому служит положение в службе скорой помощи первой половины 90-х - Латвия отделилась, поставки узлов и агрегатов на РАФ нарушились, микроавтобусов РАФ-22038 стало не хватать, а медицинских «Газелей» толком еще не было. Нет ничего удивительного в том, что АЗЛК попытался заполнить пустеющую нишу…
Машина изначально готовилась к производству и разрабатывалась в кооперации с Киевским авторемонтным заводом №5. В том же году опытный образец «2901» был представлен на московском автосалоне. Автомобиль изготавливался на базе стандартного «Москвич-21412» и имел два стандартных ряда сидений и вместительное багажное отделение с увеличенной пятой дверью. При этом багажник, или правильнее сказать, грузовой отсек, от салона перегородкой не отделялся.
В 1997 году автомобиль подвергся рестайлингу наряду со «святогорами» и выпускался мелкими партиями до 2001 года – до полной остановки завода.
Помимо базового фургона, примерно в 1995 году были изготовлены опытные экземпляры в исполнениях «такси» (фото1, фото2, фото3) и «скорая помощь» (фото4, фото5, фото6, фото7, фото8), также экспонировавшиеся на автомобильных выставках. В серийное производство модификация такси запущена не была, а вот санитарных машин была выпущена небольшая партия. Один из опытных экземпляров в исполнении «скорая помощь» долгое время экспонировался в музее автозавода (фото9, фото10, фото11, фото12).
В августе 1995 года, когда завод «Москвич» уже неделями простаивал, одного из конструкторов группы перспективных разработок - Алексея Джигурду - попросили в частном порядке съездить в Киев, установить на эту санитарку югославский двигатель DMW объемом 1,6 л. Югославы тогда были в блокаде и искали любые возможности сбыта своей продукции. На КАРЗе имелся экземпляр такого двигателя. Алексей съездил, обмерил двигатель, проработал компоновку и за пару недель установил его в машину. Впоследствии этой работой украинцы занимались сами. До серийного производства дело не дошло.
Также отдельно следует упомянуть про модель АСМП «Москвич-2901М» с медицинским кузовом, выполненным по «Sandwich»-технологии и построенную на базе «Москвич-2335» по заданию Минздрава РФ в 2001 году совместными усилиями компаний НПО "Экран", "Самотлор-НН", "КАФ".
Автомобиль был представлен в качестве проекта, поддерживаемого ОАО "Московский комитет по науке и технологиям", основной пакет акций которого принадлежал Правительству Москвы. В соответствии с описанием, размещенным на сайте комитета, АСМП на базе Москвич М-2901 предназначен для оказания первой помощи и транспортировки пациентов до стационарных лечебных учреждений, так же для оказания медицинской помощи в домашних условиях (автомобиль семейного врача).
Технические характеристики АСМП АЗЛК-2901:
Двигатель Renault 2000 куб см., Бензиновый, 113 л.с.; УЗАМ-331.17, 1700 куб см., Бензиновый, 85 л.с.; УЗАМ-332.17, 2000 куб.см., Бензиновый, 105 л.с.
Колёсная формула 4х2 (передний привод)
Максимальная скорость 160 км/ч
Расход топлива (городской цикл) 8 л
Габариты салона:
— длина 2100 мм;
— высота 1300 мм;
— ширина 1320 мм.
Медицинское оснащение:
— Тележка-каталка с носилками на приёмном устройстве
— Аппарат ИВЛ с ручным приводом для взрослых АДР-1200
— Электрокардиограф ЭК1Т-04
— Отсасыватель ОНПт
— Комплект воротников Шанца
— Комплект шин пневматических универсальных
— Носилки-полотнище
— Чемодан-укладка врача скорой помощи
— Контейнер для мусора .
По воспоминаниям непосредственного куратора этой темы, в те годы начальника отдела автомобилей завода "Москвич" Алексея Джигурды: "Ту последнюю санитарку - 2901М - делали не у нас на заводе, её пригнали уже готовую. Саму будку из сэндвич-панелей на пикапе «2335» с удлиненным задком делали в Шумерле; комплектовал медицинским оборудованием, я так понимаю, "Экран" ("Самотлор-НН" - прим.ред.). Уже на нашем заводе наш гендиректор Асатрян начал делать из этой машины "конфету", дабы она могла произвести максимальное впечатление на всяких заинтересованных руководителей. Так, задний бампер и ступеньки отделали алюминиевой рифленкой, сделали вклеиваемые стекла (гимор тот ещё оказался). Соответственно, машина подшпаклевывалась и перекрашивалась. При этом от излишнего усердия её чуть не угробили - маляры для ускорения процесса сушки, как обычно, стали прогревать её борта мощными рефлекторами и малость перегрели глухой левый борт. Пену в этом сендвиче начало пучить и по борту пошла волна. Хорошо, вовремя заметили в том смысле, что этот процесс не зашел слишком далеко. Но невыводимый блик на этом борту остался конкретный.
Машина была сделана на базе обычного «2335», но в перспективе предполагалось эту модификацию делать на базе удлиненного шасси четырехместного пикапа. Оно имело платформу сразу нужной длины и позволяло иметь прямоугольную боковую дверь медотсека максимальной ширины - дверь уже не наезжала на арку. В принципе машина на таком шасси с базой 2900мм имела бы ещё большую курсовую устойчивость и лучшую проходимость и управляемость (те, кто перегонял первый образец из Шумерли рассказывали, что машина на высокой скорости держала дорогу "как трамвай"). У короткобазного «2901» с таким огромным задним свесом и высоким центром тяжести управляемость оказалась, как и следовало ожидать, "не фонтан", как и проходимость. Причем, к тому времени длиннобазное шасси этого пикапа существовало и в полноприводном исполнении, и вариант полноприводной санитарки тоже серьезно рассматривался на предмет производства (даже в Москве в гололед и сильные снегопады подобная неполноприводная техника во дворах застревает непозволительно часто и непредсказуемо)."
Сотрудник ОАО "НПО Экран" Андрей Рыбалов, участвующий в испытаниях автомобилей скорой помощи вспоминает: "В период с 7 января 2002 года по 21 января 2002 года проведены технические приемочные испытания образца Автомобиля медицинского назначения участкового (семейного) врача на базе автомобиля Москвич-2335 пикап" - так написано в акте технических приёмочных испытаний. В настоящее время эта машина стоит на территории ОАО "НПО "Экран" рядышком с автомобилем Москвич-2901."
В 2006 году была попытка переговоров с целью приобретения этих машин для музея "Моторы Октября", но машины были отправлены "для дальнейшего прохождения службы" в г.Обнинск Калужской области.
По материалам сайта www.ambulances.ru |