ЗАО "Брянский автомобильный завод" (ЗАО "БАЗ")

плавающее специальное колесное шасси "5921"

    4 марта 1968 года вышло Постановление Совета Министров СССР о начале работ по созданию комплекса 9К79 «Точка», принципиальное отличие которого от предшествовавшего ему комплекса «Луна-М» заключалось в управляемой на траектории ракете. Головным исполнителем по данной теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П.Непобедимый.
    Учитывая успехи, достигнутые коллективом КЭО БАЗ при создании шасси «5937» и его модификаций для ЗРК «Оса», разработка шасси под монтаж оборудования нового комплекса «Точка» также была поручена БАЗу. Ведущими конструкторами по изделиям были назначены А.И.Кирюшкин (по шасси «5921») и И.В.Гринченко (по шасси «5922»). Главным конструктором семейства являлся И.Л.Юрин.
    Основные элементы машин семейств «5937» и «5921» в максимальной степени были унифицированы. Главным отличием изделий нового семейства от своих предшественников стала измененная общая компоновка, обусловленная необходимостью размещения другого военного оборудования - моторно-трансмиссионное отделение на шасси «5921» было перенесено в среднюю часть корпуса, сразу за отделением управления, а высвободившееся место в корме было отдано под размещение специального оборудования комплекса.
    Как и на шасси «5937», на новом семействе устанавливались: шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20К-300 (модификация 5Д20) Барнаульского завода транспортного машиностроения, механическая трансмиссия с бортовой раздачей крутящего момента; независимая торсионная подвеска всех колес; рулевое управление с гидроусилителем; пневмогидравлический привод колодочных, герметизированных тормозов. Движение на плаву обеспечивалось двумя водометными движителями, а управление – заслонками водометов и колесами.
    Шасси «5921» и «5922» оснащались фильтровентиляционной установкой общеобменного типа, отопительно-вентиляционной установкой (с независимым отопителем) ОВ65Г, автоматической системой противопожарного оборудования «Роса», средствами радиационной разведки и спецобработки ИДК-1, приборами ночного видения ПНВ-57Е, генератором ВГ7500 для привода специального оборудования. Кроме того, изделия комплектовались автономным источником питания. При необходимости могли быть установлены пожаровзрывобезопасные топливные баки и комплект локального бронирования операторского и моторного отсеков. Шасси «5921» предназначалось для монтажа оборудования пусковой установки 9П129 и имело грузоподъемность 6,3т.
    В грузовое отделение шасси «5921» монтировалась направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой могла размещаться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой на пусковой установке располагалась горизонтально, при этом грузовое отделение закрывалось сверху двумя створками, ее подъем начинался только за 15 секунд до старта, что повышало скрытность подготовки ракетного удара. Как и в случае с «Осой», аппаратура пусковой установки обеспечивала решение всего комплекса задач по навигационной привязке, баллистической, метеорологической подготовке пуска.
    Первые машины для испытаний были сделаны в 1970 году на волгоградском заводе «Баррикады». В 1973–1974 годах комплекс «Точка» прошел государственные приемочные испытания на полигоне Капустин Яр и был официально принят на вооружение в 1976 году. при этом серийное производство специальных колесных шасси «5921» и «5922» было начато в мае 1974 года - еще до официального принятия комплекса на вооружение.
    За создание шасси «5921» и «5922» Главному конструктору БАЗа И.Л.Юрину в составе коллектива разработчиков комплекса была присуждена Государственная премия.
    Шасси «5921» в составе комплекса «Точка» поступали на вооружение армий Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Сирии, Йемена и Ливии.
    Один из экземпляров специального колесного шасси «5921» находится в экспозиции музея РВАИ.


    Дивизионный ракетный комплекс 9К79 «Точка» был предназначен для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств. В нем были применены ракеты со специальной, осколочно-фугасной, кассетной, химической, агитационной и другими боевыми частями.
    Комплекс включал в себя: пусковую установку 9П129; транспортно-заряжающую машину 9Т218; ракеты 9М79 с различными боевыми частями; транспортные машины 9Т238 (на шасси автопоезда ЗИЛ-137-137Б) или 9Т222; автоматизированную контрольно-испытательную станцию 9В819; машину технического обслуживания 9В844; комплект арсенального оборудования 9Ф370.
    В 1971 году начинается разработка, а вскоре принимается на вооружение модификация ракеты с пассивной радиолокационной головкой самонаведения, получившая индекс 9М79Р «Точка-Р», которая позволяла с высокой точностью поражать радиоизлучающие цели. В 1989 году на вооружение принимается усовершенствованный комплекс 9К791 «Точка-У», отличительные особенности которого – увеличенная до 120 км дальность стрельбы и повышенная точность, уменьшенное время подготовки к пуску за счет повышения уровня автоматизации выполняемых операций.

    Также НПО «Стрела» (г.Тула) была разработана и, по некоторым сведениям принята в 2007 году на вооружение Российской армии, мобильная унифицированная радиолокационная станция разведки наземных движущихся целей 1Л268 «Кредо1С». Станция оснащена радиолокационной, телевизионной, лазерной аппаратурой ведения разведки, а также тепловизором, которые были установлены на мачте, поднимающейся на высоту до 15 м. В качестве шасси используются снятые с хранения, прошедшие капитальный ремонт и модернизацию изделия «5921», которые оснащены кондиционером, комплектом локальной бронезащиты, разработанным в КБ Брянского автозавода, пожаровзрывобезопасными топливными баками.



    Модель.


К другим автомобилям марки "БАЗ"("БЗКТ")               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 10 августа 2009 года          
Последняя редакция - 11 августа 2009 года